Электронное зажигание с опережением на ATtiny | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Электронное зажигание с опережением на ATtiny

оппозитчик Anonymous (пешеход)
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: Тверь

То, что оппозит с родным зажиганием ни на что не годится я понял лет пять назад, когда контакты бегунка познакомил с простейшей транзисторной схемой. Следующим этапом было избавление от дурацких контактов. Но я знал, что можно лучше!
И вот наконец доделал зажигание на контроллере ATtiny2313. Итоги проделанной работы:

1. По холостому ходу можно сверять куранты. Как то заведя свой Днепр на холодную я сел на корточки (ноги подкосились :) ), двигатель делал всего 2 оборота за секунду и НЕ ГЛОХ в течение нескольких минут 8O . Конечно потом мне стало его жалко (давление масла упало) и я поднял холостой, но факт меня поразил.

2. Потребление тока на холостом мизерное - несколько десятков миллиампер, что хорошо для убитого аккумулятора (мой случай).

3. При резком откручивании ручки газа движок не чахнет как раньше - сначала бодро рычит, а потом истерично визжит.
Хочу заметить, что раньше я добивался устранения провала переходом на автошный карбюратор, но движок становился вялым из-за длинных впускных каналов, и с неохотой раскручивался. Сейчас, с К63 и обычным маховиком, при старте на гравейке заднее колесо перестаёт пробуксовывать только при включении 3-ей передачи (нужно замерить разгон до сотни :) ).

Остальные преимущества электронного зажигания общеизвестны. Далее будут фотки, прошивки и т.д.

Принципиальная схема зажигалки

Разводка печати

Кривая опережения зажигания подбиралась на практике. Схема начинает регулировать угол с нулевого значения. Минимальная частота вращения - 3 об/мин!!!

Дальше несколько фоток как говорится "в натуре"

Не знаю где разместить прошивку, так что кто заинтересовался, пишите на мыло.

Judas's picture

Чо стоит сей сказачный девайс?

0 рублей 0 копеек.
Грешно зарабатывать на оппозитчиках.

[quote:b070c10b78="woofer"] ...двигатель делал всего 2 оборота за секунду и НЕ ГЛОХ в течение нескольких минут...


Не верю! (с) 8O 120 на холостых (устойчиво), да еще и 63ми карбами, ИМХО, нонсенс. Разве что использована сверхсекретная военная система впрыска с мозгами на сверхмощном проце по последнему слову нанотехнологий, подшипники, вкладыши и втулки из неизвестного науке антифрикционного сплава предположительно инопланетного происхождения, титано-вольфрамовые клапана, поршни с тефлоновым напылением, бенза высокой степени очистки с добавлением ацетона и эфира... :lol:
[quote:b070c10b78="woofer"]Потребление тока на холостом мизерное - несколько десятков миллиампер, что хорошо для убитого аккумулятора (мой случай).

Сама по себе эта микруха, если мне склероз не изменяет, должна жрать 20-40 мА на пару с тактовым генератором при частотах до 100kHz и в пределах 250-300 mA при 1MHz. Очень неплохо, да и диапазон рабочих температур (-40...+80) приемлемый.

woofer, несколько вопросов:
1. Какой километраж с этим девайсом намотал?
2. Как себя чувствуют КРЕН и транзюк без радиаторов?
3. Какой марки кварц применил? Как он к вибрациям отнесся?
4. Марка датчика?
Заинтересовал этот девайс, да и пара таких микрух где-то без дела болталась. Скинь, пожалуйста, прошиву на мыло (в личке) или залей на тот же иФолдер, а ссылку в тему, чтоб все заинтересовавшиеся скачать могли. :wink:
ЗЫЖ Вообще, статью в студию! (с)

Springer Чт, 02/10/2008 - 06:26
Springer's picture

woofer, Пара вопросов:
1.Что это за датчик? Не проще было на обычном холе сделать? Если он выйдет из строя, его можно купить в любом придорожном магазине. В твой?
2.Как этот блок будет работать с двухвыводной низкоомной катушкой от электронного зажигания? У тебя 2 катушки. Они от электронного или контактного зажигания?
3.На схеме указаны номиналы не всех деталей.

PILOT666 Чт, 02/10/2008 - 08:12
PILOT666's picture

датчик кажется объёмно индуктивный, но вот где взять такой на 12 в.? я конеш понимаю что у них диапозон питающего напр. от 10 до 30 в., но всёж... а по надёжности... там где я работаю эти датчики скорее разбивают, чем они вылетают... лет 15 ходят без напряга.

Vetal41rus Чт, 02/10/2008 - 08:36
Vetal41rus's picture

интересно, яб попробовал. прошивку в студию и элементы все подписать надобы.

Static Чт, 02/10/2008 - 09:33
Static's picture

сорри за офтоп... но сарумановское у меня на борту за 10к перевалило, без проблем.

Hubster Чт, 02/10/2008 - 17:01
Hubster's picture

а если так?
платка 4х2 см....
но даже собирать не стал - ибо не на что ставить

пешеход Чт, 02/10/2008 - 17:18

1- Прошивку можно выложить через slil.ru dump.ru ifolder и так далее
2- почему использовали AT90S2313 когда написано tiny и МОЖНО было использовать tiny!
3- можно написать какие выводы что значят? на основной схеме вижу какие то отдельные блоки по бокам(что значит блок с полевыми транзиторами ??)
4- Ведь интереснее было бы сделать зажигание на круглой плате SMD компонентами, с датчиком холла от 8-ки, по типу старого оскола и катушку от оки использовать, чтобы получилось красиво и компактно.
З.ы. очень интересна прошивка и более подробное описание девайса.При доработке под распространённые компоненты и детали можем получить
по-истине народное зажигание :D

koren Чт, 02/10/2008 - 19:19
koren's picture

Молодец! В нашем полку прибыло :). У тебя датчик индукционный или холла? Я сделал в своё время на ATMega8 под индукционный датчик на маховик. Тоже когда включил был поражен синхронностью на малых оборотах.
зы: по максимому использовал стандартные элементы поэтому катушка от Оки, коммутатор от 8-ки, ДПКВ от Волги. Штатное контактное оставил про запас для надёжности. Ещё использую контакты чтобы момент завода лучше ловить.
зыы: какой кварц используешь? Пробовал использовать внктренний RC-генератор?

пешеход Чт, 02/10/2008 - 21:18

Quote:

Не верю! (с) 120 на холостых (устойчиво), да еще и 63ми карбами, ИМХО, нонсенс. Разве что использована сверхсекретная военная система впрыска с мозгами на сверхмощном проце по последнему слову нанотехнологий, подшипники, вкладыши и втулки из неизвестного науке антифрикционного сплава предположительно инопланетного происхождения, титано-вольфрамовые клапана, поршни с тефлоновым напылением, бенза высокой степени очистки с добавлением ацетона и эфира...

DaEmOnToolZ, ну насмешил. Вообще то у меня и раньше не плохой холостой был, но плавал и были пропуски в зажигании, поэтому и глох ниже 500 об./мин. Сейчас мерилом холостого служит только давление масла (Днепр, однако).

Покатался пока с месяц, нареканий нет. Но не все задумки ещё воплащены в жизнь: концевик холостого хода, может быть вакуумник, ограничение Nmax. (пока ограничевается размерами шторки = 9000 об./мин.) и т.д.

Кренка и транзюк не греются. Тинька при тактовой частоте 8МГц. жрёт 20...30мА на всех режимах (DaEmOnToolZ, видать ты ни разу сам не мерял - без обид). Все транзисторы на холостых оборотах пропускают через себя ток в течении всего 3 мсек., поэтому даже при значительном токе через катушку зажигания (~ 5...8А), ток потребления мизерный.

Кварц для поверхностного монтажа 8МГц, - к вибрациям равнодушен!

На счет датчика сразу скажу: работаю электронщиком и доступ к всевозможным бесконтактным сенсорам имею. Для "неимущих" рекомендую старый добрый Холл.

Для Springer: поставил то что подвернулось - две бобины от "москарада" в параллель. Получилось 0.75 Ом. Подойдут любые катушки менее 1 Ом.

Схема рисовалась "для себя" (всё в голове держал), ща выложу переработанный вариант для общественности.

пешеход Чт, 02/10/2008 - 21:57

Вот навоял схему поподробнее

пешеход Чт, 02/10/2008 - 22:15

Мне очень нравится! Ключ их трех транзисторов-неплохо(больше 2 редко встречал) А почему только один вывод на катушку? У оппозита,насколько помню, 2 цилиндра :)

пешеход Чт, 02/10/2008 - 22:41

У меня датчик индуктивный (там внутри генератор с положительной обратной связью, когда рядом металл, у него генерация срывается.., как следствие изменяется выходной сигнал), он удобнее - больше зазоры и шторка его никогда не расколбасит ни при каких условиях.
Пойдёт любой датчик с логическими уровнями. Вход - прямой (схема реагирует на положительный импульс).

Внутренний генератор не пробовал. Характеристика угла опережения сильно зависит от тактовой частоты, а внутренник калибровать влом. Кто дружит с атмелами, может сам заняться калибровкой... Хотя я не думаю, что разница будет заметна на слух и нюх.

ДА, СОВСЕМ ЗАБЫЛ! ШТОРКА ИМЕЕТ ДВА ЛЕПЕСТКА ПО 15...20 ГРАДУСОВ)

Разбежка не критична. Потом обьясню почиму. Главное чтобы все было сделано симетрично.

Готовлю прошивку "в студию". У вас будет шок.

пешеход Пт, 03/10/2008 - 12:06

то что прошивка должна быть простой это и так понятно. Вы лучше объясните мне про один провод к оддной катушке.

пешеход Пт, 03/10/2008 - 12:36

Zah - а сколько д.б. проводов?

Родная катушка, как и т.н. "Газелевская", двухвыводная. На нее приходят два провода + и -.

MurzuL Пт, 03/10/2008 - 16:19
MurzuL's picture

woofer, имется вопрос по индуктивным датчикам, предпроложим есть два зубчатых венца, один алюминивый другой чугунный/стальной, для считывания данных индуктивные датчики для этих венцов идентичны али различаются?
в моем случии венец алюминивый спресован с шуруса, имеет 29 зубьев...
мое субъективное мнение что различны, но вполне возможно что ошибаюсь...

PCDeath Пт, 03/10/2008 - 20:30
PCDeath's picture

zah, а, как говорится, zah там второй вывод на катушку? На стандартном зажигании тож один вывод на катушку, а с катушки уже на 2 цилиндра 2 ВВ вывода.

пешеход Пт, 03/10/2008 - 21:39

Все, все допёрло.. когда проскакивает искра,то в одном цилиндре она поджигает смесь, а в другом освещает дым :)

пешеход Пт, 03/10/2008 - 22:43

Для MurzuL: все индуктивные датчики работают по схожим принципам. Различаются в основном по чувствительности и скорости/частоте срабатывания. В твоём случае датчик должен быть довольно быстрым. Все девайсы, с которыми мне доводилось иметь дело, одинаково хорошо реагировали как на цветной, так и на чёрный металл.

пешеход Пт, 03/10/2008 - 22:48

Атеперь обещанная прошивка

http://woofer.nm.ru/moto.hex

И листинг программы на асемблере

http://woofer.nm.ru/moto.asm

PILOT666 Пт, 03/10/2008 - 23:17
PILOT666's picture

woofer, Подскажи где такой датчик купить, скока стоит?

MurzuL Пт, 03/10/2008 - 23:25
MurzuL's picture

woofer, по чуствительносити понятно что люминь не сталь иль феромагнит...
Маркировку какую не подскажеш случаем, ато авто датчики от 600 ре...

пешеход Сб, 04/10/2008 - 22:36

У меня стоит бесконтактный выключатель фирмы "СЕНСОР"

http://sensor-com.ru/beskont/

PILOT666 Вс, 05/10/2008 - 17:37
PILOT666's picture

woofer, у них у всех напряжение питания от 10 до 30 в.
Получается при подсевшем аккуме или при запуске стартером (падение напряжения) сенсор не будет фунциклять...
У тебя какой модели сенсор?

Judas Ср, 08/10/2008 - 22:28
Judas's picture

Фсё сдохла тема?

пешеход Ср, 08/10/2008 - 23:05

PILOT666, ты правильно написал, у них у всех напряжение питания от 10 до 30 в. Это по ТХ, а на практике они прекрасно работают от 5 В, а некоторые из них и от 3 В.

пешеход Ср, 08/10/2008 - 23:11

И вообще, народ, хватит обсуждать индуктивные датчики. Кому интересно - открывайте тему. Я ж написал, что можно смело использовать общедоступный датчик Холла.
Давайте вопросы по зажигалке...

пешеход Ср, 08/10/2008 - 23:49

на схеме не указан плавкий предохранитель, но у вас он есть. Он нужен?

пешеход Чт, 09/10/2008 - 01:21

Если место на плате позволяет, то плавкий предохранитель по 12 вольтам лучше поставить. Номинал порядка 500 мА.
Он спасёт схему, если у вас вдруг сдохнет реле-регулятор и бортовое напряжение на оборотах зашкалит за 20 В.

пешеход Чт, 09/10/2008 - 12:33

На днях свой старый оскол штангелем обмерею и буду печатку на SMD разрисовывать со встроенным холлом.

koren Чт, 09/10/2008 - 20:22
koren's picture

woofer, Сейчас лучше ставить самовосстонавливающиеся предохранители...

пешеход Пт, 10/10/2008 - 12:58

Еслиб я еще шарил что такое прошивка...
Народ дайте ссылок. Может можно в доступном виде почитать, что и как.

Springer Сб, 11/10/2008 - 06:52
Springer's picture

Nomak, Могу тебя заверить, если ты не знаешь, что такое прошивка, то и ссылок тебе не надо. Точно.

пешеход Пн, 13/10/2008 - 09:10

Не ну я предполагаю, что в контроллер (это как я понимаю деталюха типа микросхемы) с помощью отдельного устройства (наверное это есть програматор) заливается прошивка, типа прога. Все это, наверное, с помощью компа.
Ну что поделаешь, не шарю я в этом. Наверное это для меня непосильно. Жаль. Ну да ладно.

пешеход Чт, 16/10/2008 - 15:57

Кто знает как разместить статью на на сайте? Опишу всё подробно от схемы до заливки прошивки. Я так понимаю не все тут программисты, надо подробнее разжевать.

how_eee Чт, 16/10/2008 - 19:07
how_eee's picture

Quote:

Не ну я предполагаю,

Nomak, все верно предполагаешь

пешеход Пт, 17/10/2008 - 15:58

woofer, на главной странице справа, в менюшке есть графа "прислать статью".

пешеход Пн, 20/10/2008 - 15:54

Да уж не все програмисты...

Было бы неплохо статью... Для чайников.

пешеход Ср, 22/10/2008 - 12:35

[quote:c46913140b="Filin"]woofer, на главной странице справа, в менюшке есть графа "прислать статью".

Filin, спасибо. Сегодня начну ваять статью.

пешеход Пт, 24/10/2008 - 14:53

Quote:

Filin, спасибо. Сегодня начну ваять статью

Это Вам спасибо, мне самому очень интересна эта тема.

Ночной_житель Пт, 24/10/2008 - 15:28
Ночной_житель's picture

woofer, Идейка хорошая . Только вот насчёт датчика, а почему не использовал более дешёвый и распростронённый датчик положения коленвала ваз или газ цена всё таки рублей 100-150 руб.

пешеход Сб, 25/10/2008 - 00:29

Ночной_житель, ответ не хитрый - использовал то, что есть под рукой и бесплатное. :D
А вообще можно использовать любой датчик, имеющий более 3.5 вольт на выходе при наличии шторки в зоне чувствительного элемента.

пешеход Ср, 29/10/2008 - 13:43

woofer, сорри за чайниковый вопрос, но что такое ISP на схемке???

пешеход Ср, 29/10/2008 - 20:15

woofer, как статья готова?

123456789след ›конец »

New forum topics

РАЗДЕЛЫ

Активные обсуждения форума

User login

Новые записи в блогах