Мотоцикл М-73 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Мотоцикл М-73

С ирбитским М-73 можно было «выехать» в лидеры мировой мотоцивилизации.

Всем хорош этот трехколесник: гордая стать, законченность форм, в каждой черте чувствуется мощь великая. Нынче этот богатырь земли Уральской ни в чем не уступил бы своим евроазиатским «одноклассникам», если бы... его не угробили. oppozit.ru: мотоцикл М-73

Легенда Ирбита — М-73 начала складываться в недрах Министерства автомобильной промышленности (МАП) СССР. ЦК КПСС и Совмин страны в декабре 1976 года постановили не только довести объем выпуска мотоциклов до 200 тысяч в год, но и срочно сотворить что-нибудь новенькое. Дабы не стыдно было и на параде перед Мавзолеем прокатить.

Техзадание, «спущенное» на Ирбитский мотозавод, предписывало изготовить 750-кубовое чудо умеренной форсировки, но не слабее 45 л. с., и чтоб бензина «кушало» не более 8,5 литров. Причем, агрегат должен был безболезненно «переваривать» бензин и масла низкосортные -в угоду отечественным нефтехимикам. Еще одно требование: унифицировать модель с перспективным киевским «Днепром-3», и - это было убийственным требованием - коэффициент применяемости (количество деталей и узлов от старых версий) довести до 75%... Что означало: имели право «тронуть» лишь четверть конструкции. Шаг влево - шаг вправо - стреляли из всех орудий тоталитарно-коммунистической батареи. Все это - абсурд «соцреализма»: конструкторским творчеством управляли политики-карьеристы. В заданную «четвертинку» дозволенного инженеры не уложились. За что им крепко доставалось: на разных заседаниях-совещаниях их «пинали» даже ленивые. Но пренебречь выводами служителей партийного «прокрустова ложа», созданная машина (заводской индекс ИМЗ-8.102) стояла выше всех нагоняев: она явно превосходила все, что в стране серийно сходило с конвейеров. М-73 воплотил в себе около десятка «ноу-хау», что подтвердил Комитет по изобретениям. Разрешение на выпуск промышленного образца все же было получено.

Мотор размещался в дуплексной раме на четырех сайлент-блоках. На переднюю часть коленвала с цельными пальцами цапф консольно устанавливался генератор. Он выдавал 150 Вт - по тем временам очень даже немало.

Алюминиевые цилиндры с гильзами из специального чугуна практически исключали прихваты. Казалось бы, абсолютно прогрессивное решение. Однако его не приняли в практику, и до сих пор на заводе клепают «чугунки»... Удачным оказался и привод механизма газораспределения - двухрядной втулочной цепью. Он исключил стук шестерен, доселе неистребимый в оппозитах.

Установили однодисковое сцепление с подвеской диска, но не на пальцах, а на трех упругих пластинах. Маховик закрепили двумя болтами, а не одним, как до сих пор. На наружном диаметре - венец для шестерни электростартера. Сам стартер изготовили на базе «запорожского» СТ-369. Всем он неплох, только один оказался изъян: из-за обратного направления вращения на нем появилась дополнительная - «паразитная» шестерня.

На «Ленкарзе» для М-73 разработали опытный образец карбюратора К-бб с цилиндрическим дросселем. Воздух всасывался из «чистой» зоны - около головной трубы рамы, далее проходил через канал в нише бензобака. Два бумажных фильтрующих элемента и замкнутая система вентиляции картера дополняли новации, коснувшиеся двигателя.

Выхлопная система давала возможность выбрать конфигурациюс двумя глушителями или одним. Во втором случае в пространство между мотоциклом и коляской устанавливали узел от автомобиля ГАЗ-24.

Оригинальна и трансмиссия (конструкция двухвальной 5-ступенчатой - с задним ходом - коробки передач защищена двумя авторскими свидетельствами). Ось качания карданногошарнира совмещена с осью маятника. Ударные нагрузки в трансмиссии гасились специальными резиновыми элементами. На выходе КП смонтировали трансмиссионный стояночный тормоз - такого новаторства на отечественных мотоциклах с коляской ни до, ни после эксперимента никто не применял.

Передняя вилка с увеличенным до 210 мм межосевым расстоянием опиралась на конические роликовыеподшипники, укрепленные в раме. Такое обычное для большинства иномарок решение наша промышленность применила впервые.

Колеса обладали литыми алюминиевыми барабанами (вспомним, вся серийная ирбитская продукция в то время оснащалась стальными сварными ступицами довоенной конструкции). Передний тормоз -двухкулачковый барабанный, а задний и колеса коляски наделили гидроприводом - для тех времен это было неслыханным новшеством. Еще одна «изюминка» тормозной системы, разработанной заводским конструктором, - разнящиеся тормозные моменты на заднем и колясочном колесах.

В облике аппарата особенно удался кузов коляски. В народе его окрестили «мыльницей» - он состоял из двух цельноштампованных половинок. Вытянутая «динамичная» форма коляски и созданные небывалые удобства для пассажира, несомненно, произвели бы фурор и среди специалистов, и среди ездоков. Мотозавод уже было приобрел уникальную прессовую линию «Эрфурт» и даже построил отдельный цех для изготовления новых колясок, но волею судеб все планы рухнули, и «мыльницы» так и не увидели свет.

Электрооборудование - уже не на б, а на 12 вольт, оно включало электрозапуск. Однако удивлял не только он. В комплект входила аварийная сигнализация, фара с регулируемой оптической осью в горизонтальной плоскости, проводка со штекерными разъемами и комбинированными рулевыми переключателями, электронный тахометр. Все это - прообраз и предвестие современных мотоциклетных удобств. Помимо привычных «контролек», М-73 оснащался сигнализаторами низкого давления масла, падения уровня тормозной жидкости и отказа гидротормозов.

К январю 1978 года идея материализовалась в виде нескольких опытных образцов. Два мотоцикла накатали по 2,5 тысячи км, и их отправили на апробацию в Серпухов во ВНИИ-мотопром. Здесь за аппараты взялись всерьез: гоняли в три смены кряду, с полной нагрузкой и при любой погоде, на асфальте, по грунтовому проселку, булыжнику - испытателиголословно - параллельно «гоняли» Моto Guzzi 7V и BMW R-75/5. Уральский тяжеловоз не уступал им ни в скорости, ни в экономичности.


мотоцикл м-73. Со всех сторон мотоцикл смотрелся современно, для 1980 года. двигатель М-73<br />
Привод распредвала - цепью.<br />
Электростартер и мощный<br />
генератор - яркая особенность<br />
750-кубового мотора.

Разгонная характеристика М-73
Мотопром дал «добро» М-73. На заводе того только и ждали: к сентябрю 1980 года изготовили новую тройку машин. И снова аппараты гоняли «в хвост и гриву». Испытатели тех лет по сей день вспоминают, как им часами удавалось держать скорость за 100 км/ч. А на одной из машин, форсированной под 93-й бензин (ее мощность превышала 50 л. с.), сняли "максималку" 130 км/ч. Причем загружен был аппарат "по горло" и по ГОСТу: экипаж - три человека (по 75 кг), плюс 30 кг груза. А пер — как реактивный.

Скорее всего, такие высокие показатели... противоречили требованиям техзадания. Поэтому от дальнейшей форсировки оппозитов (в том числе и от разрабатывавшейся 1000-кубо-вой версии «семьдесят третьего» мотора) пришлось отказаться. Жаль...

Отказ от дальнейшей перспективы - дело болезненное, однако это еще полбеды. Тучи сгустились над самим М-73, хотя его перспективность оставалась для всех очевидной. В КБ проработали основные технологические моменты, провели экономические расчеты. Однако...

На первый план вышел пресловутый "коэффициент применяемости". Ну как можно унифицировать серийные М-67-36 и новую модель. Понятно же, что из старья невозможно слепить «конфетку»! Но консерваторы рассуждали по обывательскому штампу: покупка нового оборудования для производства модернизированной машины «влетела» бы государству в миллионы рублей. А ведь это всего лишь мотоцикл... Другое дело, если бы попросили вложить их в «оборонку» или, на худой конец, повернуть реки вспять... Да и как можно останавливать конвейер, клепавший и без того популярные «шестьдесят седьмые» «совнархозы»? Черт с ним, пусть это безумно морально устаревшая продукция, однако в то время она продавалась строго по записи - дефицит!..

Словом, как ни хорош был М-73, ходу ему не дали. И в 1983 году, когда уже планировалось начать производство новинки, Ирбит продолжил клепать затрапезный ИМЗ-8.103.

Опытные образцы М-73 распродали заводским спецам - тем, кто участвовал в его создании, и они служили им верой и правдой многие годы. Один из аппаратов прошел более 150 тыс. км без капремонта и до сих пор «в форме». Он - немой укор, напоминание о шансе страны «выбиться в люди». Мы его упустили, и сейчас плетемся в хвосте мировой мотоциклетной цивилизации. Разве подобное простишь?


oppozit.ru: мотоцикл М-73. Группа испытателей

Александр БУЛАНОВ, г. Ирбит
фото из архива автора
журнал МОТО N3 2002

SHTRLZ


Совок... Сссуууки... Из за этих долбо^бов мы теперь всасываем по всем параметрам...


GerbI4's picture

Umom ROSSIJU ne ponjat



Суперский мот.Ибать в *опу тех,кто не пустил его в жизнь!Кстати на ижок смахивает



Да читал статью в мото. Сердце кровью обливалось, так и сейчас=(
Мот шикарный был бы для того времени но не судьба видно
Не руководство было а изверги Б...ДЬ, поубивал бы!!!!
Все нормальные разработки зажопили все деньги экономили сволочи сейчас по моему тоже самое(простите за выражение, просто слов других нет)
Конструкторам РЕСПЕКТ



хотите прикол?
в автомобильной промышленности на заводе ВАЗ в 80-ые годы современная десятка уже была готова к запуску в серию, но её зарубили. Это был аналог только появившейся тогда ауди Б3 или Фольксваген Венто. Есть соответсвие: Ваз 21099 - Ауди Б2, Фольксваген Джетта - 70-ые годы. Конструктора были на одном уровне, а экономика и бюрократия совершенно на разных. Грустно короче...



Да обидно ребята........ такие страшные вещи происходят...............Жуть, запороть такой мотоцикл!!!!!!!!!



ЭХ БЛЯДЬ, ненавижу эту плановую экономику.........


batjka's picture

Ведь могут когда захотят !



А не хилая внешняя скоростная характеристика у двигателя. С горя выпит чтоли :(



хорошая техника была...жаль запороли.. сволочи...



Пойду нажрусь с горя!!!



с внешностью- любопытно но не бесспорно.



ALGUNIN - спасибо! фото стало на веесь экран!!! :)
а двиг по головам - как волчий.


LonelyBird's picture

Мечта, она наверно такая... По крайней мере по содержанию.
Морду бы набить тому кто "зарезал", да поздно...! А жаль!



а ты в фото тыкни мышкой



да почему фото опять как марка почтовая?


Dmitry's picture

Да БЛ*дь как всегда хорошее снимают с производства. Этот мот ваще тема классная. Зверина еще та. Я б себе такой хотел.



у проэтого я читал ревалюция в тех годах была совершенно новый двигатель но наши бюракраты сказали дорого бля и он так дальше стен завода не вышел а жаль блин


Professor's picture

Да всё правильно: раньше тех, кто выводил страну на первые места в мире - тихо расстреливали или гноили в лагерях. Вот с тех пор и боимся всего нового и современного. Это - Родина моя :-(


Крутой's picture

нету слов(((((


nemca's picture

Второй раз читаю, титирасты блин!!!


Stas9's picture

Мда блин((( м-100, м-73, литр... жаль что про все эти аппараты пишут в прошлом времени. С этими аппаратами ИМЗ могли бы далеко уйти. Самое обидное то, что скорей всего все эти разработки продали заграницу чтобы хоть както покрыть расходы. Вот всю жизнь так, все мозги за границу утекают...
Цепной привод ГРМ, гена на КВ, пятиступка с задней... аж слезу пустил :'(


SHTRLZ_admin's picture

интерестно, зачем ЭТО за границей?


Сычъ's picture

ВасяИМЗ, а сколько такой стоит?


netgek's picture

мечта любова оппозичика


QIQ-7's picture

я ббы не купил!!


QIQ-7's picture

-+чет фо та не ставится?*??


гена's picture

Что за коляска на фотке?Поставить бы на Урал.


dieselllll's picture

хороший аппарат, глупо спорить. Но чуда не случилось.
фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru