Клапана, кривошипы, молотки | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Клапана, кривошипы, молотки

Возвращаясь из мотопутешествия по Сибири, я вдруг услышал неправильный звук в левой головке цилиндра. До Ирбита еще тысячи полтары, а самое интересное уже позади, домой хочется, что и не передать, а тут вдруг неприятное шелестение.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Снимаю крышку головки, кикстартером кручу и, о ой -е! Коромысло сначала нажимает на тарелку, стараясь свернуть ее с клапана, а потом только на торец клапана. В результате сухарики прилично стерлись и прилично провалились. Как это все еще не развалилось? Вовремя тормознули. Надо менять тарелку с сухарями, но как?
Тормознули то хорошо, но и по времени тормознемся прилично. Дело в том что мотор водяного охлождения, и только ослабь шпильки произойдет разгерметизация. Ремонт не долог, долго ждать когда герметик затвердеет.
Два дня до дома, а нам почти сутки сушить герметик в степи? Да, нехорошо!
И тут я вспомнил родной мотозавод и как регулируют клапана на «обкатке» испытатели. Бросили меня туда «на прорыв» как молодого и совсем не помню что я там прорывал, но меня потрясло одно явление. Обкатчик делая первый пуск двигателя в руках имел один ключ на 12 и алюминиевый молоток, ловкими ударами которого по кронштейнам коромысел выставлялся зазор в клапанах. Меня как конструктора сие действо возмутило и я вмешался в его технологические действия. А он мне: - «Если я буду ключиками делать, как вы написали, то мне и половины не обкатать двигателей от плана. Ты посмотри: все так делают». И действительно обкатчики ловкими ударами молотков заставляли двигатель «шептать». Неизгладимое впечатление на молодого конструктора двигателя.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Я достал из багажника молоток, правда он у меня огромный и железный. Дима, напарник по пробегу, округлил глаза, правда, ему понравилось как я этим молотком чинил зажигание тремя днями раньше. Ослабил немного шпильки, прижимающие проблемное коромысло, и … изобразил изящный удар по нему. И о! Коромысло встало на место. Не совсем как надо, но доехать можно. Подтягивая крепеж, я уже гордо посматривал на Диму. А минут через пять моя душа восторженно пела в такт ровной работе двигателя по дороге к дому.
Рассказываю это механику музея мотоциклов, а в прошлом испытателю с большим стажем Александру Чувашеву. Смеется: - «А нас ведь тоже постоянно бросали на обкатку. Меня там научили молотком не только клапана регулировать, я молотком зажигание выставлял «пораньше» или попозже». Главное куда и сколько ударить». И тут я тоже вспомнил про виртуозное владение молотком. Был такой Иван Долгих – контролер- сборщик от отдела технолога, с которым мы раз в две недели проводили контрольную разборку двигателя на предмет качества. Раз разобрали – треугольник кривошипа не бьет, два разобрали не бьет, три разобрали не бьет. Он мне говорит: - «Давай хоть раз в два месяца в допуск будем вкладываться, уже нехорошо как-то». – «А как мы вложимся если не бьет?» - «Сейчас»- говорит. Поднимает кривошип как куренка за шатун, покачивает его многозначительно, потом как даст молотком по цапфе. Ставим в центра – биение ноль. Ноль! Иван говорит: - «Ну ладно, ноль то писать не надо, давай сотку напишем?» А я просто в шоке, один удар в нужное место молотком и ноль! Как же выстраивали действия мозги Ивана, что бы удар был апсалютным?
Зря контролеры и госприемка хотели отбирать молотки у рабочих. Как без молотка? – Мотоцикл без молотка не получился бы.

umelec1

Авиатор_'s picture

В нескольких вариантах существует анекдот о том, как Капица был приглашен одной фирмой для консультации. Как ученого и инженера его попросили установить, почему не работает новый электродвигатель. Капица осмотрел двигатель, несколько раз включал его – никакого результата. Тогда он попросил принести молоток. Капица взял молоток и ударил в одном месте. Произошло чудо: двигатель заработал. За консультацию он заранее получил 1000 фунтов. Представитель фирмы, удивившись, что для пуска двигателя понадобился только удар молотком, попросил Капицу представить счет на полученную сумму. Капица представил. В счете он написал, что удар молотком оценивает в 1 фунт. Остальные 999 фунтов причитаются ему за то, что он знал, в какое место ударить.

В этом анекдоте скрыт определенный смысл, относящийся к характеру Капицы, проявляющемуся в других сферах. Те, кто сталкивается с Капицей, могли бы сказать, что он почти всегда знает, «в какое место надо ударить», чтобы вызвать желанный результат.

За научные заслуги Капица награжден пятью орденами Ленина, двумя Государственными премиями, он дважды Герой Социалистического Труда. В 1975 году, когда пишутся эти строки, маститый 80-летний академик, повинуясь неугасимому духу испытателя природы, продолжает свои эксперименты, стремясь покорить упрямую, пока еще не поддающуюся человеку энергию термоядерного синтеза.

http://n-t.ru/ri/kd/ri02.htm


interceptor's picture

Занятно.
На двигателе водяного охлаждения(ИМЗ) коромысла такие же как на 750сс.

Подгибать носик это конечно несколько варварство(хотя конечно работает) а вот ослабить шпильки и чуть тем же молоточком выставить положение коромысла по носику/клапану запросто. Только что "центрующие" втулочки заранее изъять.

ПС. Куплю утятницу водянки ИМЗ.


moonbeam's picture

Пора ставить "куплю утятницу водянки" в подпись )))))


interceptor's picture

Точно

куплю утятницу водянки ИМЗ


AntoniGutslasher's picture

Раз разобрали – треугольник кривошипа не бьет, два разобрали не бьет, три разобрали не бьет - вот это я не понял. Что куда не бьёт? Он разве должен бить?


nikoro42's picture

Там водяной мотор КБМТС


nikoro42's picture

А за рулём был его изобретатель.


oppozitchikbas's picture

В СССР были механики старой школы, которые умели настроить механизм со значительными допусками, который "пашет" и сегодня. Как только они начали вымирать, так советская техника пошла в металлолом. Хают старую технику современные инженеры, которые молоток используют только для гвоздей...
Хороший пример заумникам.


umelec1's picture

Только посмотрел фильм как механики раньше на каждую гонку пилили свой мотор.
А сейчас даже в магазин не ходи, по интернету заказал... и катай себе. Сменилась система ценностей.


AntoniGutslasher's picture

Я один момент в рассказе не понял:
"Раз разобрали – треугольник кривошипа не бьет, два разобрали не бьет, три разобрали не бьет"

Что куда не бьёт? Он разве должен бить?


Zima's picture

Нам в вузе историю с Капицей преподносили, что двигатель не мог резонанс преодолеть и разогнаться до рабочей частоты ,а он ему ударом помог.
Меня как инженера подход с 'молотком', очень раздражает, но к сожалению это российская действительность пришлось смириться. Пока по какой либо причине рабочему приходится браться за 'молоток' у нас будет такая низкая производительность труда, низкое качество -все ручной сборки.


Авиатор_'s picture

+1


Lucky_SV's picture

+1 !

Поощряемая всячески глупость о нашем "особом" пути в прикладных дисциплинах.
Насчет науки - тут приоритет Ньютона неоспорим, конечно. И никто разве что великий ДИМ, придумавший свою таблицу во сне), на бОльшее в наших пенатах претендовать не будет.
Баек же про "всезнающих Кулибиных", одним ударом молотка починяющих отеч. мотор-радиолокатор-синхрофазотрон и пр. - действительно бездонно.
Но вот реанимированных таким образом Ай-Фонов, -падов, -маков и прочего хай-тек-ширпотреба - мне так и не довелось увидеть.

Вывод1: не внемлет Запад душе русского человека!
Вывод2: рожденный ползать - летать НЕ ДОЛЖЕН.
Вывод3: чем больше смотришь в зомбоящик, тем чаще веришь в чудеса.