Тормоза... | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Тормоза...

Пришёл новый сезон. Стоит поучиться... да-да, тормозить. Написанное в этой статье справедливо как для Урала с барабанными тормозами, так и для современного БМВ со всякими там АБС'ами.

Потеря управления.

Наблюдал я однажды странную ситуацию. Крупное шоссе, в каждом направлении по 3 полосы. Плотный поток машин, уже предпробочное состояние. Во всех полосах примерно одна скорость - всего 70 км/ч. Между машинами небольшая дистанция, приблизительно в полкорпуса. Вдруг машина на соседней полосе начинает пищать колесами в торможении. Почему? Оказывается, водитель отвлекся на ребенка в салоне и пропустил общее снижение скорости потока. Всего на всего на 10 км/ч, но этого было достаточно, чтоб человек потерял контроль над машиной. Отличительной чертой ситуации являлось то, что при блокировке колес скорость машины начала падать весьма незначительно, но ее начало заносить.

Как-то я попал в такую же ситуацию, но на мотоцикле. При торможении заблокировал колеса. Правда была более низкая скорость и не такая загруженная дорога. Но все закончилось более плачевно, чем с машиной. Поскольку у мотоцикла только два колеса, то он опрокинулся.

Осознание.

Тогда я решил поэкспериментировать с тормозами. Для чего? Я понял, что может создаться ситуация, когда надо уметь очень эффективно снижать скорость, и не терять управление над мотоциклом. Да и вообще меня заинтересовало, а как правильно тормозить?

Наверное, именно «не терять управление» и есть самое главное в торможении. Ведь не страшно, если вам не удалось оттормозиться до 0 км/ч. Главное – это не упасть, что есть потеря управления. Если вы упали, то по вам может проехаться машина, да и ваш же собственный мотоцикл. Но если все же вы врежетесь, к примеру, на скорости 30 км/ч в машину, но по касательной траектории, а не с последующим падением под встречную или попутно едущую машину. То последствия будут гораздо более легкими.

Наблюдения.

По моим наблюдениям, при торможении мотоцикла прослеживаются те же тенденции как на скорости в 20-30 км/ч., так и на скорости в 100. Разница заключена в том, что на скорости в 20-30 он проезжает за секунду 5-8 метров, а при скорости в 100 уже 28 метров за секунду. Само собой, что на скорости 20 ситуация развивается не так быстро. И при том, в случае неудачи эксперимента, падение на 20 не так больно как на 100 ;-)

Возможные отношения к ситуациям.

На данный момент существует две точки зрения на падение или, если хотите, потерю управления над мотоциклом.

Первые учат падать. Вы не ослышались, именно «Падать». Что ж это правильно. Когда происходит совершенно безвыходная ситуация, то Нужно уметь упасть. То есть сгруппироваться при падении, это уменьшает возможность что ни будь себе отломать. Мне это помогло, когда на скорости в 100 меня вышибло из седла.

Вторые учат, что, передвигаясь на мотоцикле, не должно быть даже мысли о падении. Вы должны до конца оставаться в седле и искать выхода из ситуации. Мне это тоже помогло, я до «последнего» контролировал мотоцикл, и когда меня все же вышибло из седла, мотоцикл прошел поворот, и я летел отдельно от мотоцикла уже вдоль дороги, а не напрямую из поворота в деревья.

Пагубность первого в том, что падение непредсказуемо заранее. А люди вместо того, что б воевать до «последнего» уже ищут возможность упасть. Это приводит к неоправданному падению.

Пагубность второго в том, что человек настраивает себя, на то, что падение, как таковое, не возможно, и он не упадет. Это приводит к тому, что он просто не готов к падению. А значит, не может трезво рассуждать, поскольку не рассматривает вариации падения как факта. В итоге появляется излишняя самоуверенность, которая расслабляет человека и приводит к падению.

Я полагаю, необходимо выбирать острую, как лезвие бритвы, середку. Знать, что падение возможно, а значит быть готовым к любой развязке, но воевать до «последнего», что есть сил.

Реакция на ситуацию.

Считаю, что есть смысл держать мотоцикл под контролем до «последнего». Но мы должны отдавать себе отчет, что, при торможении необходимо остаться на колесах. При этом максимально быстро остановиться или снизить скорость, в зависимости от ситуации, и иметь возможность изменять направление движения мотоцикла. То есть, до последнего иметь возможность управлять мотоциклом. А, как известно, когда страшно, и чертов грузовик надвигается на тебя, то ты так и вдавливаешь тормоза. Это рефлекс… ну как все равно, что внезапно хлопнуть в ладоши перед твоим лицом. Ты в этот момент моргнешь. Так же и с тормозами, в первый момент ты ударяешь по ним со всей силы. Тормоза уже пищат колесами, но ты не можешь их приотпустить. И даже если тебе удается справиться с собой, и ты все же приотпускаешь тормоза… происходит падение. Но как же сделать мотоцикл при торможении, полностью управляемым и заодно совладать с инстинктом? Думаю, что есть смысл держаться на острие лезвии бритвы!

Давайте рассмотрим, как себя ведет мотоцикл при использовании тормозов, в разной комбинации.

Эксперимент на скорости в 20 км/ч по прямой.

А. Выжали сцепление и нажали до упора на лапку заднего тормоза, то есть заблокировали заднее колесо. Оно запищало, мотоцикл снижает скорость. Но заднее колесо сносит потихонечку в сторону. При этом эффективность торможения мала. Когда мотоцикл остановится, можно наблюдать по оставшемуся следу и положению мотоцикла, что его занесло. Если не доводить до блокировки заднее колесо, то мотоцикл едет четко по прямой, но очень неэффективно снижая скорость, но все же больше чем, при блокировке.

Б. Выжали сцепление и нажали на передний тормоз. Если нажать плавно, то в отличие от случая «А», руль пытается вырваться из рук и вам приходится приложить усилие к нему, что б остаться двигаться в прямом направлении. Если же усилить давление на рычаг переднего тормоза до блокировки колеса, то руль тут же подворачивается в сторону и мотоцикл попытается резко завалиться в сторону поворота руля. Но мотоцикл остановится быстрее, чем в случае «А»

В. Выжать сцепление и нажать на передний тормоз и задний одновременно, или на передний с опережением заднего, тогда руль будет более стабилен, чем в случае «Б», и будет отсутствовать занос мотоцикла. А мотоцикл остановиться быстрее, чем в случае «А» и «Б». Если довести до блокировки оба тормоза, то, как и в случае «Б», руль пытается вырваться из рук, но слабее. Заноса заднего колеса не наблюдается, но оно быстрее заблокировалось.

Г. Выжали сцепление, нажали на лапку заднего тормоза и с легким опозданием на рычаг переднего тормоза. Если не доводить до блокировки колёса, то мотоцикл остановиться быстрее чем в случаях «А»,«Б» и «В», но не так ярко будет выражен занос как в случае блокировки заднего колеса (случай «А»), а руль остается в стабильном прямом направлении. Требуются бОльшие усилия для блокировки переднего и заднего тормозов, особенно в начальный момент, соответственно увеличивается обратная связь с тормозами.

Вносим коррективы.

В случае «А», «В» и «Г» заметно, что заднее колесо Очень трудно удержать от блокировки в отличие от переднего. На переднее колесо навалилась, в итоге, вся масса мотоцикла, и его трудно заблокировать. А вот зад разгрузился. Колесо практически не прижимается к дорожному полотну и соответственно легко блокируется. Способ один. Не Выжимать Сцепление. Это позволит при Снижении скорости контролировать заднее колесо мотором. Конечно, если вы резко топнете по педали тормоза, то и мотор заглушите. Но плавно нажав на педаль почувствуете по мотору, как вы тормозите задним тормозом, то есть повысится обратная связь с задним тормозом. Конечно в случае Полной остановки вам Необходимо выжать сцепление.

Разбор поведения мотоцикла при торможении.

Весь смысл заключен в том, что когда вы используете задний тормоз, то мотоцикл стабилизируется. Когда же вы блокируете колесо, то не просто убираете стабилизирующий эффект, а способствуете заносу мотоцикла. Поскольку колесо перестало вращаться, то оно может скользить как по прямой, так и в сторону, в зависимости от наклона дороги и мотоцикла.

При движении переднее колесо все время рыскает из стороны в сторону. Когда мы начинаем тормозить передним тормозом, то весь вес мотоцикла перекладываем на отклонившееся переднее колесо, и оно еще больше стремится довернуться. Поскольку в этот момент происходит перераспределение веса. Это приводит к постоянно усиливающимся рысканьям руля. Что б его удержать приходится использовать силу рук. Если вы блокируете переднее колесо, и оно оказалось в этот момент повернутым, то мотоцикл стремится опрокинуться в сторону, в которую повернуто колесо. Поскольку колесо уже не катится, а значит, не создает компенсирующего эффекта.

Когда мы используем задний тормоз, то он не только начинает стабилизировать мотоцикл, но, и отбирает часть веса на себя. Переднее колесо начинает загружаться не резко, что уменьшает возможность его заблокировать. И к тому моменту, когда начинает работать передний тормоз, в основном весь вес уже перераспределен. Из-за этого не образуются судорожные рывки колеса из стороны в сторону. А поскольку часть тормозного эффекта взято и задним колесом, то его так же сложнее заблокировать. А как становится понятно из корректив, не выжимая сцепление его еще сложнее заблокировать.

Соответственно когда мы используем вариант «Г» то происходят следующие полезные действия: проявляется стабилизирующий эффект заднего колеса и плавно перераспределяющийся вес не так загружает переднюю часть мотоцикла, тем самым оставляем управляемость; уменьшаем вероятность заблокировать оба колеса из-за чего увеличивается тормозной эффект.

Таким образом становиться понятно, что случай «Г» оптимален, но необходимо, что б заднее и передние колеса не блокировались.

Все варианты только выигрывают, если вы не блокируете колеса. Способы «А», «В» и «Г» еще больше становятся выгодными в случае контроля заднего тормоза мотором.

Эксперимент на скорости 20 км/ч, но в наклонном положении.

Если все это же проделать на поворачивающем мотоцикле, на той же скорости 20 км/ч то изменения в поведение мотоцикла будут не существенными, только подчеркну особенности.

А. В этом случае при блокировке заднего колеса, его будет сильно сносить в противоположную сторону поворота. Если заднее колесо не заблокировано, то мотоцикл будет стремиться уменьшить радиус поворота.

Б. Мотоцикл будет стремиться еще больше довернуть руль в сторону поворота. В случае блокировки переднего колеса, мотоцикл будет пытаться опрокинуться внутрь поворота.

В. Мотоцикл будет вести себя как в случае «Б» при этом если заблокировать заднее колесо, то будет усугубление ситуации заносом на внешнюю сторону поворота. Если заблокировать оба колеса или переднее мотоцикл - будет стремиться опрокинуться в сторону поворота.

Г. Мотоцикл будет стремиться идти с уменьшением радиуса поворота или по заданной траектории с уменьшением наклона.

По прямой. Скорость 60-80 км/ч.

А. В случае блокировки заднего колеса появляется незначительный занос. Есть возможность корректировать рулем дальнейшее движение. В случае, когда колесо не заблокировано, то снижение скорости не значительно, но заметно четкое движение по прямой.

Б. Увеличилось давление на руль. Ощущение как будто мотоцикл размахивает «хвостом». Кратковременные блокировки переднего колеса не страшны. При длительной блокировке происходит падение.

В. Поведение полностью то же, как и в случае при низких скоростях по прямой.

Г. То же поведение, как и на низких скоростях по прямой.

Скорость 60-80 в наклонном состоянии.

А. В случае блокировки заднего колеса, резкий снос на внешнюю сторону поворота. Если не отпустить задний тормоз, то падение вследствие заноса. Если отпустить позже примерно 10-15 градусов смещения заднего колеса относительно переднего в сторону, то заднее колесо резко возвращается в направление движения переднего колеса. И из-за резкого обретения задним колесом сцепления, райдера выкидывает на внутреннюю сторону поворота из-за руля, а мотоцикл улетает на внешнюю сторону. В случае не блокирования заднего колеса, мотоцикл распрямляет траекторию и его выносит на внешнюю сторону поворота.

Б. В случае блокировки переднего колеса происходит падение на внутреннюю сторону поворота. В случае не блокировки колеса, резкий выворот колеса на прямую, распрямление траектории и выход мотоцикла на внешнюю сторону поворота.

В. Неуверенное поведение мотоцикла в повороте. В начале он пытается выйти на внешнюю сторону поворота, но потом держит заданную траекторию.

Г. Мотоцикл уменьшает радиус поворота или угол наклона по вашему желанию. Появляется возможность снижать скорость до самого апекса, что полезно в незнакомых поворотах.

Вывод.

Вывод: Вариант «Г» совместно с не выжиманием сцепления позволяет подчинить себе мотоцикл. А значит, даже обычное торможение сделается еще более приятным, Ведь именно вы им управляете.

Экстремальное торможение!!!

Все очень просто. К примеру, вы все время ездите на 100 км/ч- это ваша крейсерская скорость. Разгонитесь до 110 и на свободной трассе попытайтесь резко снизить скорость. Чуть страшновато стало, не правда ли? Дело в том, что когда вы пытаетесь что-то сделать быстрее, то появляется легкое чувство страха. Когда страх еще не сильный и подконтрольный, то выполняемые в это время действия входят в ваши подсознательные действия!!! И когда действительно станет страшно, тело само сделает все за вас, как тогда когда ему было слегка страшно. Это войдет в ваш рефлекс! Все новое надо закреплять с легким контролируемым чувством страха! Отработанные действия варианта «Г» и закрепленные легким чувством страха, позволят вам экстренно делать все правильно.

Впрочем, полезно потренироваться на мокром асфальте и обычном грунте.

Коррективы 2.

На мокрой дороге очень легко заблокировать переднее колесо, значит надо больше работать задним, потому что его легче контролировать мотором и на нем не скапливается весь вес мотоцикла.

При движении с пассажиром задний тормоз очень актуален, и когда вы начинаете с него торможение, то вес перераспределяется более плавно, а значит пассажир не будет так сильно наваливаться на вас.

Чем больше нагружено переднее колесо, тем позже оно заблокируется, но помните что резкая загрузка колеса вызовет мгновенную блокировку.

Экстренное торможение очень полезно перед внезапно появившимся срезом асфальта. Но если вы ввалитесь в неровность при использовании переднего тормоза, то он тут же попытается заблокироваться. Что б избежать этого, необходимо отпустить тормоза. Это будет уже легче сделать, поскольку скорость уже упала.

Помните, резкое отпускание тормозов привод к эффекту открытия газа. Мотоцикл тут же стабилизируется. Но так же в этот момент дубенеет задняя подвеска.

Если у вас максимальная скорость 200, то тренируйте экстренное торможение с 200 км/ч.

Это ci_jay

Если позволит автор, в дополнение добавлю одно.
около пяти лет назад услышал об одном случае у нас в городе:
Девушка на Ямахе на въезде в город после поста ДПС успела разогнаться почти до 200 км/ч. И перед ней поперек дороги показалась легковуха. После ДТП, девушка, когда очнулась, рассказала, что в последний миг перед столкновением она вспомнила слова одного очень хорошего ей друга: Если столкновение никак не избежать, и твоя скорость очень большая, лучше всего отпустить руль и приготовиться к полету, сгруппироваться (или попытаться отпрыгнуть вверх с мотоцикла). Девушка так и сделала: отпустила руль и после столкновения в полете сгруппировалась как смогла. Благо экипировка на ней была. Пролетев метров 100-120 она очутилась в кустах рядом с дорогой. Получила лишь пару переломов и ушибов. И вышла из больницы уже через месяц.

Это Авиатор_

Я конечно всё понимаю, но за миг, вспомнить ;-))) Скорее это её сработала самозащита. Такое есть в крайних случаях, когда инстинкт самосохранения берёт на себя управление. Одни люди вцепляются что есть мочи, другие расслабляются. Реально сам летал. Вот когда вышибает из-за руля, тут же группируешься и летишь как мячик уже сгруппированный ;-) Если повезло ;-) Но я не про такие случаи писал ;-)

Это ci_jay

Ну да, я просто вспомнил историю.
Действительно, у кого как развит инстинкт. Но мое имхо, у мотоциклистов он развит сильно=) по крайней мере у тех, кто в седле не первый год.
А так, по теме, слышал что если в миг перед столкновением сильно держать руль, руки выломает и свернет так, что собираться и зарастать они будут потом долго.

Но про мышечную память ты очень верно и правильно подметил.
Когда сам еще в юности улетел в канаву на узкой дороге при встрече с машиной, понял что надо учиться тормозить и экстремально рулить в таких ситуациях. И благо в деревне места много, учился.
Когда настал час Х, ДТП и падения уже не было. Руки и ноги помнили, что надо делать...

Единственное, немного начинаешь путаться, когда меняешь байки. Но со временем и к этому привыкаешь.

Это SpyX

Как то приготовился прыгать, когда на урале с коляской в поворот на 50ти зашел. колесо коляски уперлось в яме и загнулось, заднее колесо оторвалось от земли. катапульта)) но мой полет был прерван рулем, зацепился ногами. благо переворот не произошел. на ногах два синяка было.

Это Aranar

Хорошо написано. Понятно и правильно. Сам учился тормозить ещё на Карпатах, используя оба тормоза. Учился просто для себя. А мне до сих пор рассказывают про вред переднего тормоза и что они всегда снимали этот чертов тросик, чтобы не вылететь через руль. Передний тормоз до сих пор настраиваю на грани блокировки, чтобы она была возможна только в самом-самом конце хода рычага. Как я думал, что если от испуга зажму его, то колесо не заблокируется и я сохраню управление. Конечно всё зависит от покрытия, и был случай уже на Днепре, когда на воде перед блокировался даже от легкого нажатия и вкупе с замаслившимся задним тормозом я догнал машину... Инстинкт сработал, я сгруппировался и промял плечом багажник, а у меня в итоге ни царапины.(фото есть в моем блоге) Всегда надо тренироваться, надо доверять и развивать свои инстинкты, потому что именно благодаря отработанным действиям, которые мышцы уже запомнили, можно снизить ущерб, а инстинкт поможет вовремя всё сделать.

Это красный пролетарий

Б. Выжали сцепление и нажали на передний тормоз. Если нажать плавно, то в отличие от случая «А», руль пытается вырваться из рук и вам приходится приложить усилие к нему, что б остаться двигаться в прямом направлении.

У меня одного руль не вырывается при торможении передком??

Б. Мотоцикл будет стремиться еще больше довернуть руль в сторону поворота. В случае блокировки переднего колеса, мотоцикл будет пытаться опрокинуться внутрь поворота.

Внутрь поворота??? Или я чего то не понимаю?? При блокировке колес обычно сносит наружу поворота. Статья на мой взгляд изобилует кучей ляпов или же кривой перевод. Поправьте если не прав.

Это Авиатор_

Уважаемый, читаем внимательно и не вырываем слова из контекста.
1. Если мотоцикл в наклоне и вы тормозите только передним колесом, то таки да, руль будет стремиться выравняться. Попробуйте и убедитесь ;-)
2. Здесь ключевое не "снос", А "Опрокидывание"! Чуете разницу? То что я описал, называется "Лоусайд" И таки да, описана ситуации когда мотоцикл в наклоне.

Эта статья не перевод, а писана мной на основании экспериментов, которые сам и проводил. Поправляю вас ;-)

Это Авиатор_

Корректирую пункт 1: Мотоцикл Всегда рыскает передним колесом при движении и как следствие мотоцикл постоянно виляет. Так называемая - само коррекция. Именно потому при блокировке колеса мотоцикл стремиться подвернуть руль. Как только вы начнёте тормозить это рысканье исчезнет и вам придётся применить силу, чтоб корректировать в прямолинейном движении мотоцикл.

Попробуйте и убедитесь ;-)

Это Fizruck

Опять Ахенатор очередную ахинею понаписал.

P.S. Научите уж его кто ни будь картинки вставлять :)))

Это Авиатор_

Нет таких людей которые научат меня картинки вставлять... и Да, Брысь если не нравится, другим не мешайте читать.

Это NIckIMZ

На светофоре на мокром покрытии ноги в стороны и на юз переднее колесо.

Это Авиатор_

Ой, а эт к чему?

Это NIckIMZ

Чтобы не свалиться, когда с барышней едешь. Мокрая дорога, светофор меняется с желтого на красный, надо поворачивать направо. Первым делом объясняем самочке, чтобы она держалась как можно крепче за талию, при этом, сжав свои прекрасные ножки вместе. Затем, лёгким нажатием на великолепную итальянскую ручку переднего тормоза изюмительного тормоза Brembo на Ретре постепенно нажимаем до упора, таким образом, что - ноги вниз и в сторону - чтобы держать равновесие, а лёгкое тело барышни прижимается к телу байкера и проходящие мимо живые тела с изумлением наблюдают данную картину. А я кайфую, что 10 метров я проехал на одиночке юзом.

Это Авиатор_

Ню-ню... Но я бы всё же не брезговал бы задним тормозом... ну, а так, думаю для вас этот текст лишний ;-))))

Это NIckIMZ

Имел неосторожность вэдэшкой попасть на суппорта... "Хорошо" тормозить стал

Это Авиатор_

Продаётся специальный "Очиститель тормозов". Он всё смывает, стоит 250 рублей. Полезная вещь, аэрозольная ;-)

Это Bordo

Лучший бой - который не состоялся (древняя самурайская мудрость). Ни в коем случае не спорю с необходимостью противоаварийной подготовки, но напоминаю о важности профилактики.

Это Professor

Автору, конечно, +100500 за смелые эксперименты и правильные подсчёты! Но вот я - старый (относительно) хрен, зная все эти тонкости, умудрился открыть сезон, исполнив лоу-сайд на посыпанном с зимы песочком асфальте прямо у себя во дворе. Так что к этой прекрасной статье примите от меня дополнение: пацаны, не пытайтесь с первого дня открытия сезона исполнить на байке то, что вы делали перед самым его закрытием. Нужно, просто необходимо "вкататься" пару дней. И еще - с подозрением относиться к любому покрытию, особенно весной. Иначе можно наблюдать интересные красные пятна, прорастающие, как цветы, из коленок джинсов. :-)))

Это Авиатор_

Полностью согласен!

И тогда добавлю, есть очень умные слова сказанным умным человеком: Если вы едите ночью, и вам Кажется дорога мокрой - Значит она Мокрая! ;-)

Спасибо за оценку статьи! :-)

И ещё, отжигать стоит на сухом горячем асфальте После весенних ливней, они смывают весь этот песочек с дорог. А так весенние дороги Очень коварны!

Это ci_jay

Аналогично соглашусь. я наверно даже с недельку после открытия привыкаю, по крайней мере никого не катаю. Стремно, вдруг что.

Это NUS

НУ да ну да ....
Согласен со Всем....
НО. Если мой Друг не хочет меня везти, и, не смотря на Все мои усилия, норовит опрокинуться, то.... пусть Падает САМ !
а я ... полетел...
в 1993м году этот принцип мне Жизнь спас...