Ремонт стартера СТ369Б | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов

Ремонт стартера СТ369Б

Статья косвенно может помочь и тем, кто задумал установить стартер на бесстартерные Уралы и Днепры.

На современные Уралы ИМЗ устанавливает покупные херсонские стартеры СТ 369 для лодочных моторов Вихрь, заводчане изготавливают измененную переднюю крышку, заменяют шестерню бендикса и присваивают стартеру индекс СТ 369Б, при этом стартер дорожает в два и более раза. Конструктивно и в общем оставаясь все тем же агрегатом. Зачем платить 5 тыщ за то что стоит две+ день работы?

В моем случае все было гораздо печальнее, чем банальная поломка бендикса из-за деффективных пружинок изготовленных по какому-то недоразумению из непружинной стали. Стартерный узел полностью отсутствовал- на его месте зияла дыра (Фото 1).ремонт стартера мотоцикла Урал К счастью предыдущий хозяин не выбросил старый сломанный бендикс. Впоследствии он еще сослужит свою службу.
Что нам нужно:
Первое-нежелание вываливать кучу денег за детище ИМЗ- СТ 369Б, это нежелание станет основной движущей силой нашего проекта.
Второе- в противоположенность первому- желание познакомится с внутренним устройством стартера, поупражнятся в переборке, перестановке и приспосабливанию простого тракторного узла для наших возвышенных мотоциклетных целей.

Стартер, нет не СТ 369 от Вихря, мы пойдем другим путем и возьмем СТ 367 тракторного пускача ПД 8 от Т 40. Кстати о Т 40. Это великолепный тракторный двигатель воздушного охлаждения с замечательнейшими выпускными клапанами с толщиной стержня 9 мм, длиной штока на 139 и головкой 38 мм. Ничего не напоминает? Это же клапан от М-72 и К-750. Славная вещь- унификация, слава тебе, Липецкий тракторный завод . Надо только проточку под сухари проточить…

Стартер СТ 367 берем из-за конфигурации алюминиевой предней крышки- она очень выгодна. Располагаем как на оригинале- втягивающее реле прямо над коробкой предач, в других положениях стартер либо мешает заливке масла в коробку или не дает поставить воздушный фильтр. Стартеры СТ 362 от ПД 10 и СТ 366 от запорожца отметаем из-за противопожного направления вращения, к тому же переднюю крышку СТ 362, 366 без переварки на Урал не пристроишь.

Мне достался новехонький в консервации, аж 81 года выпуска стартер с двумя запасными бендиксами (на Фото 2 один бендикс ураловский) за совершенно смешные деньги- 1500 рублей, надеюсь и вам повезет так же.
ремонт стартера мотоцикла Урал
Стартер полностью разбирается, развальцовывается и выпатрашивается бендикс, загустевший солидол смывается, смазку применяю только синтетическую, для ответственных узлов MOBIL mobilith 46, красного цвета (Фото 3).ремонт стартера мотоцикла Урал
Это не реклама, большинство продолжает использовать простенький литол к месту и не к месту, а он кроме как для смазки домкрата, тачки и старых Жигулей больше ни на что не годится . Далее выбираем детали, которые пойдут на доработку- передняя крышка и корпус втягивающего реле, ему надо подпилить нижнее ухо. В бендиксе надо заменить пусковую шестерню на ураловскую, родная шестерня СТ 367 хоть и имеет то же количество зубов- 9, отличается диаметром делительной окружности и модулем, хотя при желании может быть отпущена и перерезана. Обоймы обеих шестерен совпадают по диаметру (Фото 4). ремонт стартера мотоцикла Урал
Их и заменяем. Перевальцовываем тракторный бендикс с внедренной в него ураловской пусковой шестерней.

Далее дорабатываем переднюю крышку- в ней надо выпилить окно с противоположной стороны от существующего окна, это немного ослабит конструкцию, но мы сохраним усиления проходящие ровно по центру крышки-корпуса стартера. Все тщательно примеряем и подгоняем по месту. Так же укоротим носик с бронзовой втулкой (Фото 5).ремонт стартера мотоцикла Урал
При этом подразумеваем, что между стартером и КП будет установлена алюминиевая проставка толщиной 4- 5 мм (Фото 6).
ремонт стартера мотоцикла Урал
Немного дорабатываем картер двигателя, не слишком усердствуя. (Фото 7). ремонт стартера мотоцикла Урал
Иначе пластмассовая крышка не закроет расширенную дыру под стартер. Если перепилили, не отчаиваемся, пластмаска ужасно пошлая, с вечно разъезжающимися хлипкими ушками, выбрасываем без сожаления, новую несложно спаять из латуни и покрасить или отхромировать. Не забываем укоротить соответствующую часть вала ротора. При сборке не забываем переместить две толстые регулировочные шайбы из под щеточного узла в носик стартера- тем самым отдалим пусковую шестерню от зубчатого венца маховика, в противном случае последний будет задевать за шестерню. Утолщение прокладки на КП под стартер приведет к задеванию его пусковой педалью и невозможности пользоваться киком.

Разбирая старый ураловский бендикс были замечены странные повреждения его корпуса, как будто он обо что-то терся. Так и есть-во время пуска касался зубчатого венца маховика, изготавливаем из отрезка медной отопительной трубки на 15мм. с внутренним диаметром 12- аккурат под вал втулку длиной 7мм, в будущем исключив задевание маховика за обойму бендикса (Фото 8).ремонт стартера мотоцикла Урал
Вуаля и наш новоиспеченный стартер занимает место штатного. Ни в чем не уступая ирбитскому заводскому. Остается выпить шампанского на сэкономленные деньги и еще раз порадоваться собственной смекалке и рукастости. Как и подобает настоящему оппозитчику.

Бендикс собирается так- три ролика в продолговатые пазы чашки, межу ними усики выступами вверх, фигурную пластину выступами вниз в специальные пазы чашки( поуже чем для роликов), все зажимается пружинками, обильно склеивается консистентной смазкой.
Затем вставляем шестерню, тут надо применить сноровку и аккуратными вращениями пропихнуть внутреннюю обойму между подпружиненных роликов, далее закладываем полукольца, накидываем верхний кожух с пыльником
Собранный бендикс слегка зажимается в тиски шестерней вниз и сжимается в осевом направлении например струбциной- сжимаем резиновый пыльник. Затем молоточком через неширокую деревяшку все вальцуем по-кругу, пока весь сэндвич не обожмется. Если понадобится добиваем уже голым молотком.

P.S. Все-таки ослабленная передняя крышка не выдержала, пошла трещина, без сварки обойтись не удалось, добавляем еще час работы аргонщика и вот что из этого вышло

By Mr_Vlad, люто презирающий все что ездит на 4х колесах и не является 2мя мотоциклами.

Эксклюзивно для Оппозита.ру

Mr_Vlad

Veld's picture

Отличная статья! Спасибо!


Professor's picture

и тишина....Что, все наигрались уже?


serpent86's picture

думаю просто купить лодочный стартер может каждый а вот пусковую шестерню в комплект не каждому положат. да и вообще стартер это для мажоров =))))


Wolkunkulib's picture

тут ты не прав. я как то стоял на обочине, ни кого не трогал. и тут мне на перерез менты беспредельщики. пока я ногу перекинул они меня и вкрепили. выписали все что можно было и чего нельзя, мот на арестуху, меня в богодульник. а так нажал бы на кнопочку, разворот и как небывало меня. стартер весчь нужная и необходимая.


serpent86's picture

если честно, то что-то слабо верится, что такое бывает просто так. ну а вообще я как бы в шутку про ненужность стартера сказал.


Akkem's picture

А у меня млин крышка вот эта уникальная обломилась, по проточке.
вот что мешало сделать её толще, аналогично стандартной тавриевской.
Вот и думаю, может приварить кусман аргоном.
Нет, идея интересная, но по мне крышку таки сильно ослабили.
Надеюсь девайс будет жить долго и счастливо


PetrovskiPerec's picture

Лодочный стартер в районе 5000 руб. и маховик от бурана за 4000 руб., чего то уж больно дорогое удовольствие! А как в других регионах, цены такие же?