Bell H-13 Sioux / Model 47 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Bell H-13 Sioux / Model 47

Страна: США

Год: 1945

Вертолет

2-3-местный вертолет общего назначения


Прототип вертолета Bell Model 47 впервые поднялся в воздух 8 декабря 1945 года. По сути, это была дальнейшая разработка третьего опытного экземпляра Model 30. А 8 марта 1946 года машина прошла полную сертификацию как первый гражданский вертолет в мире. Он выпускался фирмой "BELL"до 1973 года, и строился по лицензии компаниями "Agusta", "Kawasaki" и "Westland".
В 1948 году ВВС США закупили для эксплуатационной оценки 28 усовершенствованных Model 47А с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin 0-335-1 мощностью 157 л.с. (117 кВт). Из этой партии 15 машин получили обозначение YR-13, еще три, подготовленные к эксплуатации на Аляске - YR-13A, а 10 - HTL-1, их отослали в ВМС для оценки в качестве учебных. Потребовалось очень немного времени, чтобы понять, что это отличный вертолет. Вскоре начали поступать заказы.
В 1948 году Армия США приобрела 65 машин под обозначением H-13B, позднее всем армейским вариантам Model 47 дали общее название Sioux. В 1952 году 15 из них доработали под внешнюю перевозку двух носилок и обозначили Н-1ЗС. Двухместные H-13D оборудовались шасси лыжного типа вместо четырехколесного, и на них устанавливался двигатель Franklin 0-335-5; они тоже имели возможность перевозить носилки. Затем появились в целом аналогичные трехместные учебные H-13E с двойным управлением. Вертолеты H-13G отличались наличием небольшого руля высоты, а H-13H - 6-цилиндровым оппозитным двигателем Avco Lycoming VO-435 мощностью 250 n.c. (186 кВт). Несколько H-13H и два вертолета H-13J с двигателем VO-435 мощностью 240 л. с. (179 кВт) числились в ВВС и использовались для нужд президента США. Два H-13H переделали для испытаний, они получили увеличенный диаметр несущего винта. 6-цилиндровый оппозитный двигатель Franklin 6VS-335 мощностью 225 л.с. (168 кВт) и обозначение H-13K. В 1962 году армейским вертолетам H-13E, H-13G, H-13H и H-13K в обозначении дали префикс "О"- наблюдательные, разведывательные. Машины H-13H и H-13J в ВВС получили префикс "U" - общего назначения. Позднее закупались трехместные OH-13S для замены OH-13H и двухместные TH-1ST для обучения полетам по приборам.

ВМС США сначала закупили 12 машин HTL-2 и 9 - HTL-3, но первым основным вариантом стал HTL-4. Затем закупили HTL-5 с двигателем Franklin 0-335-5 и учебно-тренировочный HTL-6 с небольшим цельноповоротным стабилизатором в качестве руля высоты. HUL-1 приобретался для использования на борту ледоколов. Окончательным вариантом стал HTL-7, двухместный вертолет с всепогодным оборудованием и двойным управлением, пригодный и для обучения. В 1962 году HTL-4, HTL-6. HTL-7 И HUL-1 были соответственно обозначены TH-13L, TH-13M, TH-13N и UH-13P.
Вертолет Model 47 использовался в вооруженных силах 39 стран для выполнения различных задач. Существовало также и несколько опытных вариантов, вероятно, самыми значимыми из них были Model 201 (рабочее обозначение XH-13F) и Model 207 Sioux Scout. На Model 201 устанавливался один турбовальный газотурбинный двигатель Continental XT51-T-3 мощностью 280 л.с. (209 кВт), лицензионный вариант французского двигателя Turbomeca Artouste. Вертолет Model 207 оснащался поршневым двигателем с турбонагнетателем Avco Lycoming TVO-435-A1A.
Параллельно с производством военных вертолетов фирма "BELL" и ее лицензиаты выпускали и гражданские машины различного назначения. Самыми первыми были Model 47В, эквивалент военных YR-13 и HTL-1, с двигателем 6ALV-335 мощностью 175 л. с. (131 кВт) и с двухместной закрытой кабиной. Выпускался также Model 47B-3 с отрытой кабиной сельскохозяйственного и общего назначения.
Затем появился Model 47D с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin 6V4-178-832 мощностью 178 п. с. (133 кВт), первый вариант с цельноформованным остеклением фонаря кабины и прозванный "аквариум для золотых рыбок". В 1949 году появился Model 47D-1 с открытой хвостовой балкой как на H-13C.
Более серьезное изменение появилось на Model 47G, в котором сочетались трехместная кабина от Model 47D-1 с двигателем Franklin 6V4-200-C32AB мощностью 200 л. с. (149 кВт). Замена на двигатель Avco Lycoming VO-435-A1B такой же мощности привело к созданию Model 47G-2, в основном аналогичному H-13H. В связи с установкой двигателя VO-435 мощностью 240 л.с. (179 кВт) изменилось обозначение вертолета на Model 47G-2A, а в 1963 появился Model 47G-2A-1 с более широкой кабиной, усовершенствованными лопастями и большей емкостью топливных баков. На машину устанавливались и другие двигатели, в том числе Franklin 6VS-335-A c турбонаддувом (Model 47G-3). Avco Lycoming TVO-435 (Model 47G-3B), TVO-435-B1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-l), TVO-435-G1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-2), Avco Lycoming VO-540-B1B3 (трехместный Model47G-4A), HVO-435-81A (трехместный Model 47G-5 и 5A). Двухместный сельскохозяйственный вариант Model 47G-5 был известен как Ag-5. В 1955 году появились варианты Model 47G класса люкс под обозначениями Model 47Н и 47H-1 Bellairus с шумозащищенной кабиной для летчика и двух пассажиров, а также гражданский вариант VIP-транспорта ВВС H-13J -Model 47J Ranger, выпускавшийся в моделях J-1, J-2, J-2A и J-3 SuperRanger и J-3B-1.
Когда фирма "BELL" прекратила производство Model 47, с конвейера сходил последний вариант Model 47G-5. Компании "Agusta" и "Kawasaki" выпускали вертолеты похожие на гражданские Bell Model 47, но добавляли и свои варианты, самыми известными из которых стали Agusta А 115, четырехместный Kawasaki KH-4 и Kawasaki KHR-1. Последний представлял собой одноместный вариант KH-4 для испытаний трехлопастного с жестким креплением лопастей несущего винта. Кроме того, переоборудованием Model 47 занимались, по меньшей мере, три американских компании, в том числе "Conlinental Copters El Tomcat", выпустившая одноместный сельскохозяйственный вертолет Carson Super С-4 с очень хорошими характеристиками (модели от Tomcat Mk I до Mk V), фирма "Texas Helicopters" с ее сельскохозяйственными одноместными вертолетами M-74 Wasp и M79T Hornet с турбовальным ГТД Allison 250-C20B. Несколько вариантов с турбовальными двигателями выпустила и компания "Soloy".

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Bell Model 47G-5

Тип: 2-3-местный вертолет общего назначения
Силовая установка: 6-цилиндровый оппозитный двигатель Avco Lycoming V0-43S-B1A мощностью 265л.с.(198кВт)
Характеристики: максимальная скорость 196 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 137 км/ч на 1525 м; начальная скороподъемность 262 м/мин; практический потолок 3200 м; статический потолок 1800 м с учетом влияния земли и 410 м без влияния земли; дальность полета 412 км
Масса: пустого 786 кг; максимальная взлетная 1293 кг
Размеры: диаметр несущего винта 11.32 м; общая длина 13,17 м; длина фюзеляжа 9.90 м; высота 2,82 м; ометаемая площадь 100,56 м

Anonymous (пешеход)
L-13's picture

лайк гуано, наш м-14 на порядок лучше.буржуи сами их любят и ставят на свои эйрпланы. к стати fuji heavy industries купила лицензию америкосов,поэтому у субару тож опозит.
у них и другие оппозиты эсть. continental и т.д.

L-13's picture

на верхнем фото по моему continental

Активные обсуждения форума

User login