К-750. Скорая мототехпомощь | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

К-750. Скорая мототехпомощь

Спустя дни исследований было решено объединить накопленный материал в небольшую статью об одном интересном мотоцикле.

1959 год… Медленно движется лента конвейера. Рама - скелет будущего мотоцикла – постепенно обрастает деталями. Устанавливается двигатель, крепятся руль, колёса, щитки. Там, где лента обрывается, стоит, поблескивая синей краской, готовая машина с маркой КМЗ – Киевский мотоциклетный завод.
Выпуском новых мотоциклов К-750 заводчане начали первый год семилетки.
На заводе много ищут, экспериментируют. Трудно сказать, где это проявляется больше – в разработке новых конструкций или в совершенствовании технологии производства. Во всяком случае завод за последние годы вырос, из отстающих вышел в число передающих предприятий Украинской ССР.
В кабинете директора завода Павла Фёдоровича Неходы находится не совсем обычный мотоцикл – с ящиком вместо коляски. Машину эту здесь называют «мотолетучкой».

фотка для oppozit.ru

Мотоцикл предназначен для оказания технической помощи механикам РГС и колхозов, а также для бригадиров тракторных бригад. От серийных машин она отличается специальным кузовом, где размещено оборудование и инструмент.

фотка для oppozit.ru

Кузов – прямоугольный, сварной, имеет откидную крышку с кронштейном для запасного колеса. В задней части на подъемном верстаке-панели смонтированы слесарные тиски. На крышке также имеется опускающаяся панель, к которой прикреплен ящик с набором резьбонарезного инструмента. При необходимости панель опускают, и она, опираясь на специальные планки кузова, образует рабочий столик, на котором можно разложить необходимый инструмент и детали ремонтируемого механизма.
В кабинете Павла Федоровича имеется и альбом фотографий, снятых при испытании мотолетучки в полевых условиях.

фотка для oppozit.ru

Не остается никаких сомнений в возможностях этой «скорой мототехпомощи». Ей не страшны снег, грязь, распутица, ведь на машине установлен привод на колесо коляски.

фотка для oppozit.ru

Приводной механизм представляет собой дифференциал с цилиндрическими шестернями и блокировочным устройством, которое включается и выключается с помощью рычага А (см. фото выше).
К ведомой конической шестерне задней передачи мотоцикла присоединена ступица 1, связанная со щекой 2 четырьмя осями. На них вращаются блоки шестерен 3 и связанные с ними паразитные шестерни 4.
Малые шестерни блоков находятся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней дифференциала 5, на конце которой закрепляется ступица заднего колеса. Большие шестерни связаны со ступицей 6, где укреплена шестерня 7, соединенная в свою очередь с шестерней 8. Осб последней обычным шарниром связана с карданным валом, передающим вращение к редуктору колеса коляски.
При включении рычагом А блокировочного устройства выступы муфты 9 входят в пазы шестерни 7 и соединяют её со щекой 2, а следовательно, и с ведомой конической шестерней задней передачи.

фотка для oppozit.ru

Колесо коляски так же, как и все остальные колеса мотоцикла, имеет рычажную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, обеспечивающую высокие средние скорости движения в плохих погодных условиях.

фотка для oppozit.ru

При посещении колхозов Украины в 1959 году тов. Н.С. Хрущев лично осмотрел ремонтную мотолетучку и дал ей положительную оценку. В то же время он указал на необходимость создания больших удобств для людей, пользующихся этой машиной, и, в частности, защиты их от действия атмосферных осадков.

фотка для oppozit.ru

В 1961-м, спустя два года, была разработана конструкция нового мотоцикла повышенной проходимости. Изготовлен макетный образец мотоцикла, рассчитанного на эксплуатацию в сельской местности. В конструкцию вводится пятиступенчатая коробка передач с задним ходом. Первая передача будет более сильной, чем в серийной коробке, и мотоцикл сможет легко преодолевать сложные участки дороги. Пятая передача обеспечивает высокую скорость при номинальных оборотах двигателя.
На мотоцикл установлен ветровой щиток, глубокие наколенники, закрытые подножки. В непогоду водителя и пассажира защитит легкосъемный брезентовый тент.

фотка для oppozit.ru

Но перспективным наработкам Киевских инженеров так и не был дан зеленый свет - мотоциклы остались "на полке проектов", как и множество их собратьев...
В общей сложности на Киевском мотоциклетном заводе в 1958-1959 гг. году было изготовлено три опытных образца передвижной мастерской и один «модернизированный» макет в 1961-м.
О дальнейшей судьбе этих машин ничего не известно.

С.Зуев. С использованием архивных материалов "За рулем", фотографий из частных и личной коллекции.

Зуев
алексеич's picture

Пятиступка +задняя, ключевые слова

antoserd's picture

Корочки альбома и буклета (выше 2 фото) тоже не на русском и нет вопросов. Я думал понятно: мышебратья.
Мой текст с истории КМЗ. Перевожу:
Приведу такие, по моему мнению, интересные факты:
1.Главный конструктор М.Поздняков прореагировал оперетивно на замечания Н.Хрущева о создании для механиков такой машины защиты от атмосферных осадков и уже в этом (1959) году ОГК спроектировал и изготовил микрогрузовик КМЗ-1. Конструкцию такого микрогрузовика усовершенствовали еще три года и экспериментальный участок ОГК изготовил еще 7 штук опытных образцов у 3 вариантах микрогрузовиков, обозначенных КМЗ-2,КМЗ-3 и КМЗ-5. И тоже на этом все закончилось.
2.Эксплуатация киевских мотолетучек убедила, что благодаря такому приводу на колесо прицепа у мотоцикла с боковым прицепом и возможностью простого блокирования дифференциала существенно повышается проходимость на обычном советском бездорожье.Но внедрение дифференциального привода в серийное производство тормозилось. Конструктор КМЗ В.Сологуб пробовал и через московскую прессу стронуть это с мертвой точки [журнал «За рулем» 6/1962. В.Сологуб «Мотоциклы для села – на конвейер!»]. Удачи не было. Такова была политика. Киевский мотозавод освоил производство дифференциального привода колеса прицепа для мотоциклов военным, впервые изготовил 500 мотоциклов МВ-750 с ним в 1966 году и производил эти изделия только на склады военным. В 1976 году армия отказалась от таких мотоциклов и завод обязали производить их на продажу [журнал «За рулем» 11/1977, Муратов И., Ярмак В. «Трехколесный вездеход»] блестяще черного цвета повышенной отделки по розничной цене 400% от себестоимости.

SHTRLZ_admin's picture

Спасибо

Orthoped's picture

"...блестяще черного цвета повышенной отделки по розничной цене 400% от себестоимости."
У меня, по ходу, как раз такой, Днепр-12 1979 г.в., в родне.
В родном паспорте цена 2500р. След-но, себестоимость - порядка 625р (з/п инженера 120-140-160р в завис. от стажа и должности, лейтенант 250р, рабочие 250-350, шахтеры/нефтяники и пр.академики/космонавты 600-800-и выше).
Урал с люлей, если склероз не изменяет, тогда стоил 1700р. Днепр не помню.
ИЖ-ПС -1000р., Ява - 900р., CZ - 800р.
За импортом надо было еще записаться в очередь, ездить отмечаться и не прощелкать раздачу.
В Апрашке, ога.

ВасяПЗ's picture

Хорошая статья. Было бы клево сделать реплику такого аппарата.

Альф's picture

Интересный мотоцикл. Интересно почему в серию не пошел. Всегда думал, что разработанный чуть ранее для тех же целей ГАЗ М-73 не пошел ибо слишком жирно будет. А тут в разы дешевле...

masterz's picture

Интересно, а что они поставили вместо люльки? Похоже на корпус холодильника.

antoserd's picture

ORTHOPED: Розничная цена "Днепра" и "Урала" всегда была ~ 300% себестоимости, конечно "серийного" цвета и не "повышенной отделки".
MASTERZ: Вы что, смотрите только картинки. Буквально почти в начале текста написано "Мотоцикл предназначен для оказания технической помощи механикам РГС и колхозов, а также для бригадиров тракторных бригад. От серийных машин она отличается специальным кузовом, где размещено оборудование и инструмент. Кузов – прямоугольный, сварной, имеет откидную крышку с кронштейном для запасного колеса. В задней части на подъемном верстаке-панели смонтированы слесарные тиски. На крышке также имеется опускающаяся панель, к которой прикреплен ящик с набором резьбонарезного инструмента. При необходимости панель опускают, и она, опираясь на специальные планки кузова, образует рабочий столик, на котором можно разложить необходимый инструмент и детали ремонтируемого механизма".

Orthoped's picture

интересно, что понималось под "повышенной отделкой"?
хром.диски? дополнит.слой краски/лака?
какие еще могут быть варианты?

antoserd's picture

Почитайте внимательно очерк "1.2.Мотоцикл К-750" в разделе "1.МОДИФИКАЦИИ СЕРИЙНЫХ МОТОЦИКЛОВ ДЛЯ ЭСКОРТА" статьи "1.МОТОЦИКЛЫ ПОЧЕТНОГО ЭСКОРТА СССР (версия истории и мемуары конструктора)" и там найдете ответ на ваш вопрос.

User login