Мешающий Инстинкт самосохранения | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Мешающий Инстинкт самосохранения

Инстинкт самосохранения

Инстинкт самосохранения всегда заставляет нас действовать автоматически. Мы так устроены, что не можем осмысленно контролировать его проявления. Например, мы не можем сдержаться от моргания, когда что-то внезапно появляется в поле нашего зрения. Однако проявления инстинкта самосохранения (ПИС) не всегда полезны, а часто даже вредны. Например, человек может застыть (еще одно ПИС} или , напротив, начать действовать неадекватн. Однажды я стал свидетем такой ситуации. Гонщик упал в девятом повороте трассы Riverside Raceway. В этом месте поворот профилирован (т.е. его внешняя бровка находится выше внутренней, как на велотреке) и вдоль внешней бровки идет забор высотой в 5 футов. Гонщик упал совсем рядом с внутренней бровкой, в 10 футах от газона. Вскочив, он ринулся через всю трассу, по которой неслись другие гонщики. Ему в тот момент казалось, что так будет безопаснее.

Ошибки самосохранения

Рано или поздно, каждого из нас ПИСы приводят вас к аварии. Но самое главная проблема в том, что они являются прямой или косвенной причиной ВСЕХ ошибок вождения. По сути, они разрушают вождение. Для мотоциклистов это особенно верно. ПИСы полностью меняют действия водителя. Рассмотрим, например, такой распространненый ПИС, как сброс/добавление газа в повороте. Мой опрос среди 8000 водителей показал, что никто из них не собирается сбрасывать газ в повороте, и, более того, все они собираются его добавлять. Но ПИС заставляет их передумать. Сброс газа в повороте - это ПИС №1 . Исследования показывают, что этот ПИС случается всегда, как только
кнопка "Паника" нажата. Кнопка же нажимается по многим причинам,
например:

"еду слишком быстро"
"зашел в поворот слишком широко"
"слишком сильно наклонился"
"похоже, дорога скользкая"

Неровности полотна, другие участники движения тоже заставляют водителя сбросить газ. Водитель обычно понимает, что не следует сбрасывать газ сразу после того, как он это сделал (знакомо, не так ли?)
что является еще одним доказательством неконтролируемости инстинкта самосохранения.

Три фактора руления

Руление зависит от трех факторов:
1. Насколько быстро (мы обсудили это выше)
2. Угол наклона (также обсудили выше)
3. Где начинать (т.е. точка входа)

Все три фактора имеют ограничения, накладываемые как ПИСами, так и конструкцией мотоцикла.

Если мы рассмотрим "уличного" водителя, управляющего тяжело груженым Gold Wing-ом на изношенных шинах, и Дуга Чандлера, пилотирующего свой гоночный мотоцикл, мы увидим, что первый фактор имеет широкий разброс значений. Вы, скорее всего, попадете где-то между ними. Как правило, в этом случае предел накладывается главным образом ПИСами.

Второй фактор имеет механические ограничения. Сравните Harley и Suzuki GSXR - очевидно, что первый начнет высекать искры в повороте, когда второй будет иметь большой запас по углу наклона. Впрочем, ПИСы здесь тоже играют роль, поскольку слишком сильный наклон почти наверняка заставит их сработать.

Третий фактор зависит от первых двух. Вряд ли водитель Vulcan-a будет ждать до последнего, чтобы завалить свой байк в поворот. Выбор ранней точки входа почти полностью провоцируется ПИСами и является самой распространенной ошибкой.

Где поворачивать

Итак, где начинается поворот? Там, где вы начинаете рулить. Выбираете ли вы точку входа всякий раз, когда перед вами поворот? Нужно выбирать. Где вы начинаете рулить, если вы не выбрали точку входа? Там, где ПИСы заставляют вас сделать это.
Точка входа - это место на на дороге, где вы начинаете рулить.

Выбор точки входа - незаменимое средство борьбы с ПИСами, срабатывающими при подходе к повороту. И кроме того, это важное средство борьбы за точность и логичность действий. Если вы не
выбрали точку входа сами, она окажется в случайном месте. Гонщики, полагающиеся на удачу при выборе точки входа, выглядят на трассе неуверенными, они вынуждены подруливать в повороте и долго не открывают газ. Это проявления ПИСа №6 (неэффективное руление).
Принятие основных решений

Точка входа всегда существует, вопрос только в том, осмысленно ли она выбрана. Определение точки входа одно из важнейших решений,которые вы должны принять. От нее зависят остальные решения, а именно:.

1. Где начать торможение
2. Где закончить торможение.
3. Где открыть газ.
4. Куда движется байк, когда достигнут желаемый угол наклона.
5. Где выйти из поворота (насколько широко).
6. Где переключиться на пониженную передачу.
7. Насколько сильно нужно наклонять байк.
8. Сколько подруливаний нужно сделать (и нужны ли они вообще)
9. Насколько быстро нужно рулить.
10. Какова скорость входа.
11. Насколько быстро нужно открывать газ.

Посмотрите на список снова. Насколько важны эти решения? Давайте, к примеру, рассмотрим переключение на пониженную передачу. Если вы делаете это слишком поздно, повлияет ли это на прекращение торможения и руление? Может повлиять. А если вы определили точку входа, поможет ли вам это при определении момента, где нужно переключиться? Должно помочь. Возможно, это не самое важное действие, но оно может спровоцировать последовательность других ошибок.

Не существует идеальной для всех точки входа, она разная у разных гонщиков. Лучше иметь хоть какую-то точку входа, выбранную осмысленно, чем не иметь ее вовсе. Подсказка: если вы не можете применить в повороте Правило газа №1, значит вы неправильно выбрали точку входа.

Если вы фанат адреналина, вы можете не выбирать точку входа и тогда он вам обеспечен. Каждое неправильно принятое решение включает ПИС. И каждое требует часть вашего незанятого внимания. А его количество, как мы знаем, не бесконечно.
Выбирая и используя точку входа вы высвобождаете свое внимание и как мастера можете просчитывать ваши действия наперед. И не очень важно,
насколько правильно вы ее выбрали. "Неправильная" точка входа лучше, чем никакая. Она все равно высвободит ваше внимание.

У каждого поворота есть точка входа

"Насколько быстро" и "насколько сильно" не самые важные вопросы. Самый важный - "где". В Superbike School мы помечаем точки входа, чтобы помочь студентам почувствовать, что это такое. Вы должны научиться выбирать точку входа до того, как крикните "Банзай" и положите байк в поворот, и не важно, по улице вы едете или по гоночной трассе. Это поможет вам понять, где вы находитесь сейчас и где вам нужно находиться. Атакующий стиль в поворотах ухудшает результаты. Гонки - плавная вещь. Если все плавно, значит - все славно.

ЗРЕНИЕ Два этапа

Вам не придется уделять слишком много внимания направлению движения, если вы видите всю трассу перед собой целиком.

Насколько важно для вас все то, что вы видите на дороге? Бывает ли слишком много КТ? Как победить ПИСы, связанные со зрением и пространством? Как узнать, что ваш мозг уже перегружен? Чем контрольная точка отличается от просто точки?
Ваше внимание может привлечь что угодно. Пятно на асфальте почти всегда привлекает внимание, но почти никак не влияет на байк. При "уличном" вождении любая машина (запаркованная или движущаяся) пешеходы, неровности дороги, светофоры, перекрестки отнимают свою часть от драгоценных $10 вашего внимания. Почему вы смотрите на все это? Что будет, если не смотреть на них? Все они заставляют сработать ПИС №3 и ПИС №4. И как только водитель осознает, что его внимание зафиксировано, он тут же понимает, что эффективность его действий снижена.

Главная связь

Очень просто свести все ПИСы к одному. Неровный газ, подруливание, жесткая посадка, ошибки торможения - все это происходит потому, что ваше внимание зафиксировано на чем-то. Вам не хочется закрыть газ (подруливать, сжимать руль), если вам достаточно пространства. Если ваше внимание не зафиксировано, ПИСы не срабатывают. Согласны?
Меньше контрольных точек

Мастера гонок эндуро ездят ночью также быстро, как и днем. Но несмотря на мощные фары, ночью видно гораздо меньше. Я однажды попал в похожую ситуацию во время гонки вечером. Солнце стояло низко, некоторые повороты были залиты светом и казались плоскими. Мне было легче, потому что я не видел подробностей дорожного покрытия.

Хочу ли я сказать, что нужно отказаться от контрольных точек? Да, если они вам только мешают, и если это не настоящие КТ.

Шан первый - как можно раньше заметить точку входа
Шаг второй -перенести взгляд на метку середины поворота ДО ТОГО, как вы начали рулить
Два этапа

В Superbike School мы разработали технологию, позволяющую решить проблему фиксированного внимания при входе в поворот. Мы назвали ее "два этапа". Для обучения этому методу, мы перед каждым поворотом на трассе делаем метки. (Вам, наверно, кажется странным, что нужно наносит метки, чтобы отучить гонщика смотреть на метки, но метод работает). Первая метка напоминает, что пора начинать смотреть внутрь поворота, потому что 99% гонщиков делают это важное дело слишком поздно. Вторая метка - собственно точка поворота. Получается два этапа:
1. Вы намечаете точку поворота как можно раньше. Перед торможением,
во время торможения, где угодно, главное - как можно раньше. Это
первый этап.
2. Перед точкой поворота вы переносите взгляд внутрь поворота, чтобы
понять, куда нужно направлять байк. Это второй этап.
Таким образом вы начинаете понимать, что для входа в поворот нужно сделать два шага: (1) понять где поворачивать и (2) куда ехать после руления. Причем, делать их нужно до того, как вы повернули.
Самое трудное - заставить байк ехать прямо между первой и второй меткой. ПИС №5 заставляет вас начать руление как только вы изменили направление взгляда. Метод "два этапа" поможет вам победить этот ПИС.
Преимущества "двух этапов"
"Два этапа" помогают решить множество проблем. Откуда вы узнаете, насколько быстро нужно рулить и как сильно нужно наклонять байк, если вы не знаете куда вы едете? Вам придется принимать эти решения
во время поворота, т.е. слишком поздно, если вы не используете "два этапа". Таким образом, эта технология дает вам информацию, необходимую для точного и быстрого руления.
Второе преимущество " точный выбор скорости для входа в поворот. Вы тормозите ровно столько,сколько необходимо, уменьшая интенсивность торможения и делая перетормаживание менее вероятным. Кроме того, глядя внутрь поворота, вы раньше открываете газ.
Использование широкоэкранного зрения и технологии "два этапа" совместно дает вам возможность одновременно видеть точку входа и собственно поворот.
"Два шага" позволяет вам управлять пространством на входе в поворот.

Ли Паркс:

Прожектор или лампа
Количество доступной для глаз информации зависит не только от количества света, но и от типа источника. Кто-то предпочитает разглядывать мир в ярком, но узком луче прожектора. Кто-то предпочитает равномерный свет лампы, освещающей большую площадь.

Смотрите далеко в поворот
Есть три причины, по которым нужно смотреть в поворот как можно дальше. Во-первых, чем дальше вы видите дорогу в повороте, тем раньше увидите опасность, или наоборот, поймете, что пришло время открыть газ. Во-вторых, это снизит ваше ощущение скорости, вы будете меньше бояться и грамотнее войдете в поворот. В-третьих, так уж мы устроены, что едем туда, куда смотрим.
Конечно, придется определить точку входа в поворот. Для этого нужно быстро переключиться на прожекторное зрение, а потом опять вернуться к ламповому. Кейт Код называет этот прием "два шага".

Ранний вход
Многие волнуются при подходе к повороту — не слишком ли быстро я еду, правильно ли торможу, удержат ли шины на этой скорости. Сомнения крутятся в голове, поворот все ближе и ближе, и вот уже наш водитель входит в него, немного не дотянув до правильной точки входа (рисунок 1).
В предыдущей главе мы обсудили, что нужно смотреть сквозь поворот. Это делает правильный вход еще труднее, потому что мы едем туда, куда смотрим. Придется научиться смотреть в поворот, и при этом продолжать ехать прямо. Если вы смотрите сквозь поворот, кажущаяся скорость снижается, что помогает поменьше волноваться при входе, а значит расслабиться и точнее прописать задуманную траекторию. Вы видите обстановку целиком, вместе со всеми опасностями и возможностями их избежать.
Причиной раннего входа, как правило, является фиксация взгляда на внутренней стороне дороги. Точка фиксации ошибочно принимается за контрольную точку начала руления. Недостатки слишком раннего входа это слишком широкий выход и ограниченные возможности корректировки траектории в самом повороте.
Кроме того, ранний вход провоцирует использование неоправданно больших углов наклона и руление после апекса. Если вы едете в экстремальном наклоне, а вам нужно довернуть еще, то вы наклоняетесь еще сильнее и начинаете цеплять за асфальт частями мотоцикла. Такое часто случается с низкими мотоциклами, вроде круизеров, но при достаточной скорости может случиться с байком любого типа.

Авиатор_

Геннадий Лобов's picture

Полезно.


Syava's picture

Думается мне что все эти инстинкты связаны со страхом. И если вы не испугались в момент критический, то при наличии определённых навыков (часто связанных с везением) из паршивенькой ситуации сможете выкрутиться-выехать. Но, умение обязательно. Если не знаешь как, то шансов очень мало. Всё таки водители от Бога к сожалению не все. Некоторые нюансы:
Стандартная для нашего района ситуация
Начало зимы, гололёд, крутые подъёмы, спуски. Ползёшь на авто по гололёду в такой подъём и вот те на, под концом наскользили, авто буксует обеими мостами и начинает ползти вниз задом. Практически все жмут на тормоз, надеются на АБС, но машина всё равно катиться, если АБСов нет, то колёса блокируются, авто становиться неуправляемым и катиться куда попало (как правило в канаву или под откос). А надо было вкорячить заднюю и потихоньку газком и рулём поставить её при необходимости на дорогу и сползти назад. Ну а далее уже "дубль два, попытка три" и пошло....
Сам по первости в такое попадал (торможение :) ), потом пересилил себя, теперь вроде таких косяков не бывает.
Та же хрень на гололёде в повороте, зачем там тормозят, да ещё как правило во время прохождения поворота? Потихонечку внатяжечку надо, ну а если потянуло, то потихонечку газку и рулём чуть чуть, ни в коем случае не перекручивать руля, да и с газом не переборщить. А то зацепиться за хорошую дорогу и не заметишь как вылетишь на встречку..


Syava's picture

А воопче, ежели боишся ездить - не садись за руль. Страх, он тут плохой советчик.


Авиатор_'s picture

Syava, то что вы описываете называется опытом и знанием. Инстинкт находится на более низком уровне. На свете нет ни одного человека который может справиться с инстинктом. Да, отодвинуть срабатывание кнопки "паника" можно, но справиться - нет.


Crazy_wrench's picture

И почему у меня такое чувство, что все это уже читал у Кейта Коуда


Авиатор_'s picture

Именно Так:
Кейт Код и немного Ли Паркс ;-)


Syava's picture

Авиатор, у меня с детства тоже было чувство страха связанное с техникой, но потом как то на дядькином мотоцикле я на ровной площадке при повороте на люлю уехал в кусты (тоже от испуга), это дело меня сильно "огорчило" и стал я больше внимания уделять сопротивлению и обучению, ну а поскольку живу я всегда в деревне с сильно пересечёной местностью и отсутствием ГАИ, то как говориться сам Бог велел. В силу некоторых случившихся позднее обстоятельств, вёл себя очень рискованно (старался не вовлекать в свои "приключения" людей, чтоб в случае неудачи другие не пострадали), очень помогало общение с людьми умеющими и знающими как и что, я многому от них научился. К сожалению некоторых уже нет в живых. Длилось это где то лет до 30.
Знания без практики бесполезны. А вот практика без знаний результаты даёт получше. Но всё таки самое хорошее это практика подкреплённая знаниями и постоянно поддерживаемая на должном уровне.
В идеале вождение должно проходить на уровне инстинктов, потому как в некоторых ситуациях размышлять просто нет времени, должно быть выбрано единственное правильное решение. Зачастую с первого взгляда кажущееся абсурдным, а потом когда подумаешь уже спокойно и получится что ты действительно прав.
Один из случаев таких, как то на Иже разогнавшись до 120, словил клина. Грунтовая дорога, лето жара, камешки на дороге см1,5-2 диаметром и плавный поворот на лево, сбоку тросовое ограждение и деревянные столбики. Там частенько люди кувыркались. Вот и мне там повезло. Сначала тащило юзом по дороге, потом стащило в канаву вправо (поворот же влево) и дальше тащило уже по канаве. Но в седле я удержался и мотик тоже удержал. Остановился, постоял остыл, завёл и поехал к товарищу. Мы ещё с ним по рюмке чаю выпили за "день рождения" ;).
;)))


Авиатор_'s picture

Syava, написали много. А что хотели сказать Непонятно.


Syava's picture

чтото связь глючит...


Syava's picture

Надо учиться ездить :) и постоянно это дело совершенствовать. Для этого нужны условия (полигон). На дороге то оно конечно тоже научишся, вот только какой ценой?


Авиатор_'s picture

1. Есть такая тема: Предупреждён - вооружен.
2. На дороге общественного пользования никто не мешает правильно начать, например поворачивать мотоцикл. И никакой трэк нафиг не нужен.
3. Трэк нужен для поворачивания мотоцикла "с коленочкой". Я ничего такого даже близко не предлагаю.

Когда вы правильно планируете поворот... вообще его планируете, то Инстинкт отступает. Потому что всё ясно, понятно и Безопасно ;-)


Syava's picture

А как же тогда победить тот самый инстинкт самосохранения? На дороге общественного пользования опасно, могут пострадать не только мотоциклы :))).


Авиатор_'s picture

Победить инстинкт самосохранения Невозможно. Можно его отодвинуть ;-)

Автор предлагает это сделать путём планирования поворота. Ничего криминального в этом нет. Ну кроме пользы ;-)

Вопрос, а вы вообще читали саму статью-то? Или просто спорите лишь бы поспорить?


Shlans's picture

Я просто напомню, что человек, выкладывающий тут посты о том, "как правильно ездить" считает и пропагандирует, что разумная скорость в междурядье +20 ПРОЦЕНТОВ от скорости потока...


Авиатор_'s picture

Абсолютно верно ;-) И это Реально делает движение Безопасным! Даже могу объяснить почему ;-)


Shlans's picture

Вот вот. И пытается людей учить ездить.
Рукалицо.
Ума нет - считай калека.

Пысы: в прочем, хорошо, что я знаю, что ты так ездишь. Если я увижу где нибудь в глухой, тящущейся 3 км/ч пробке дурня, который так же еле тошнит, на пол км/ч только быстрее этого потока, то я буду знать, что это ты.


Авиатор_'s picture

Сошлюсь на дядьку Ника Йеныча (Nick Ienatsch ):

Пробивайтесь через траффик
Нельзя просто катиться в траффике, через него надо активно пробиваться с некоей долей здоровой агрессивности. Патрульных офицеров дорожной полиции Калифорнии учат ездить чуть быстрее потока. Это позволяет им лучше контролировать ситуацию, быть менее уязвимыми для чужих ошибок, меньше отвлекаться на ситуацию позади и уделять больше внимания тому что происходит впереди и по бокам. Ехать чуть быстрее — значит ехать чуть быстрее, а не нестись в потоке на 15 миль в час быстрее всех. Нужно немного агрессии, а не много криминала.


Авиатор_'s picture

И на ваш "Пысы" есть ответ, хоть вы его добавили гораздо позже.

Чё сравнивать тёплое с мягким-то? Я же писал про трафик, а не про мёртвое море ;-))))))) Я про 50 км/ч, а не про 0, когда усих объезжаю.

И таки да, когда все едут 20, а вы несётесь 40, это кончается нередко плохо...

Чувак, вы хоть в своей ненависти не перегибайте палку ;-))))))


Shlans's picture

О, дошло! Что в твоем "в пробке надо идти быстрее потока на 20 процентов" есть просчетик.
Ну ничего, время пройдет, может и поумнее станешь, дойдешь до понимания остального.

Пысы: пысы было добавлено до твоего ответа, так что твои язвы мимо.


Авиатор_'s picture

Вы хоть себя то читать научитесь ;-)))))))) "Пробка" - это одно ;-) А "междурядье" и "пробивание сквозь трафик" это немного другое ;-))))

Уважаемый, Сланч, научитесь читать и поменьше злитесь ;-)


Shlans's picture

Давай, давай, лепи отмазки, оправдываайся, "мегамозг"...


cptGreen's picture

Негодяй! Как ты смел выкладываться в то же время, что и статься про Субаруцикл!? Кто позволил? Куда смотрит администрация? У нас тут серьездный сайт с настоящими техническими проблемами, а Вы... А вы...

Спорт - это как спорт, только без Т (толерантность).


Авиатор_'s picture

;-)))))))))))